Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Вниманию авторов. Принимаются заявки на пререгистрированные исследования

Журнал "Психологические исследования" готовит выпуск с пререгистрированными («заявленными») исследованиями, описанными на русском или английском языке, выход которого планируется в середине 2021 года.

В этой связи 1 июля 2020 года открывается приём заявок; он продлится до 1 декабря 2020 года. Мы приглашаем написать статью в наш выпуск всех желающих: бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, молодых и заслуженных учёных.
Читать полностью >>

2020 Том 13 No. 73

Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников

English version: Koneva E.V., Solondaev V.K. Psychological factors of preschoolers speech development 

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославль, Россия

 

В статье приводятся данные исследования, целью которого было выявление факторов, влияющих на уровень речевого развития детей, проживающих в городской и сельской местности.
В исследовании участвовали 274 ребенка, из них 128 девочек, 146 мальчиков в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе 139 сельских детей и 135 городских, а также 274 родителя женского пола 21-42-летнего возраста.
Методы исследования: сoциальнo-демoграфическая анкета, опросник «Семейные отношения и дом», оценивающий взаимосвязи с внешней пo отношению к семье социальной средой, семейные отношения, семейную деятельность; методика комплексного обследования состояния речевых функций А.П. Вороновой. Результаты методик обрабатывались в свободном статистическом программном пакете R. Обнаружено системное влияние факторов, связанных с речевым развитием детей, на уровень развития речи. Воздействие системы на изучаемый феномен отличается от влияния каждого отдельного фактора (половая принадлежность испытуемых, наличие или отсутствие дополнительных занятий с детьми, степень активности семейного и внесемейного взаимодействия внутри семьи и с внешним окружением). Система факторов, связанных с уровнем речевого развития, имеет количественно-качественную природу. Общий уровень развития речи детей не зависит от места их проживания (городская или сельская местность), а также от состава семьи (однодетные или двухдетные семьи). При этом имеется опосредованная (через количество детей в семье) связь одного из параметров речевого развития, а именно понимания речи, с проживанием детей в городе или селе. В детерминации речевого развития наиболее значим возрастной фактор (при том, что критерии уровня речевого развития различны для разных возрастных периодов, то есть очевидность результатов исключена).

Ключевые слова: макросреда, микросреда, город, село, речь, дошкольный возраст, функционирование семьи, конфигурация семьи, семейный уклад

Полный текст статьи PDF >>

Поступила в редакцию 25 марта 2020 г. Дата публикации: 04 ноября 2020 г.
 

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников. Психологические исследования, 2020, 13(71), 2. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Конева Е.В., Солондаев В.К. Психологические факторы речевого развития дошкольников// Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 71, C. 2. URL: http://psystudy.ru

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n73/1800-koneva73.html

К началу страницы >>

Related Articles