Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия?

Авторы

  • Ксения Вилкова
  • Наталия Лебедева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.167

Ключевые слова:

академическая мотивация, теория самодетерминации, гендерные различия, лонгитюдный дизайн

Аннотация

Мотивационные убеждения личности определяют как образовательную, так и карьерную траекторию. При этом исследования показывают, что характер академической мотивации различается у юношей и девушек. Однако вопрос о динамике академической мотивации в разрезе пола студентов все еще остается открытым. В данной работе мы ставим себе цель оценить изменения в академической мотивации студентов в зависимости от пола, опираясь на теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Для этого мы используем данные лонгитюдного исследования, в котором приняли участие студенты одного научно-исследовательского университета России (N = 294, 63% – девушки). Студенты заполнили две анкеты – на первом и на четвертом году обучения в бакалавриате. Согласно результатам нашего исследования, и юноши, и девушки имели одинаковый уровень внутренней академической мотивации как в начале, так и в конце обучения. Однако мы нашли значимые различия по полу во внешней академической мотивации. Эти учебные мотивы более выражены у девушек, нежели у студентов мужского пола. При этом гендерные различия в интроецированной мотивации наблюдаются на протяжении всего периода обучения в университете. В то же время если на первом году обучения девушки более склонны к проявлению экстернальных мотивов, то к концу обучения гендерные различия исчезают. Таким образом, девушки более склонны связывать учебную деятельность с подчинением требованиям семьи и преподавателей, а также следовать ожиданиям социума.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ксения Вилкова

Вилкова Ксения Александровна. Аспирант и младший научный сотрудник, Центр социологии высшего образования, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Потаповский переулок, д. 16/10, 101000 Москва, Россия. E-mail: kvilkova@hse.ru

Наталия Лебедева

Лебедева Наталия Владимировна. Научный сотрудник, Казанский федеральный университет, институт «Психологии и образования», ул. Мартына Межлаука, 1, 420111 Казань, Россия. Аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: natty.lebedeva@gmail.com

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Bern Sh. Gendernaya psikhologiya. St. Petersburg: Neva, 2001. (in Russian)

Bloom B.L. A factor analysis of selfreport measures of family functioning. Family Process, 1985, 2(24), 225–239. (in Russian)

Cohen J. Statistical power analysis for the behavioral sciences, 2nd ed. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988.

Conti R. College goals: Do self-determined and carefully considered goals predict intrinsic motivation, academic performance, and adjustment during the first semester? Social Psychology of Education, 2000, 2(4), 189–211.

Deary I.J., Strand S., Smith P., Fernandes C. Intelligence and educational achievement. Intelligence, 2007, 1(35), 13–21.

Deci E.L., Flaste R. Why we do what we do: Understanding self-motivation. New York: Penguins Books, 1995.

Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory, New York: Routledge Publishers, 2012.

Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development, and health. Canadian Psychology, 2008, 3(49), 182–185.

Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination. The Corsini Encyclopedia of Psychology, 2010, 1–2.

Duckworth A.L., Seligman M.E. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores. Journal of Educational Psychology, 2006, 1(98), 198–208.

Eccles J.S., Wigfield A. Motivational beliefs, values, and goals. Annual Review of Psychology, 2002, 1(53), 109–132.

Eccles J.S., Wigfield A. Schooling's influences on motivation and achievement. Securing the Future: Investing in Children from Birth to College, 2000, 153–181.

Farmer H.S. A multivariate model for explaining gender differences in career and achievement motivation. Educational Researcher, 1987, 2(16), 5–9.

Fontecha A.F., Alonso A.C. A preliminary study on motivation and gender in CLIL and non-CLIL types of instruction. International Journal of English Studies, 2014, 1(14), 21–36.

Frome P.M., Alfeld C.J., Eccles J.S., Barber B.L. Why don't they want a male-dominated job? An investigation of young women who changed their occupational aspirations. Educational Research and Evaluation, 2006, 4(12), 359–372.

Gordeeva T.O. Bazovye tipy motivatsii deyatel'nosti: potrebnostnaya model'. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2014, No 3. (in Russian)

Gordeeva T.O. Motivatsiya: novye podkhody, diagnostika, prakticheskie rekomendatsii. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 2016, No 62. (in Russian)

Gordeeva T.O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya. M.: Smysl, 2006. (in Russian)

Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Oprosnik «Shkaly akademicheskoi motivatsii». Psikhologicheskii zhurnal, 2014, 4(35), 96–107. (in Russian)

Hellgren J.M., Lindberg S. Motivating students with authentic science experiences: changes in motivation for school science. Research in Science & Technological Education, 2017, 4(35), 409–426.

Il'in E.P. Motivatsiya i motivy. St. Petersburg: Piter, 2013.

Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel'nost'. 2-e izdanie. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Kovalev G.A. O sisteme psikhologicheskogo vozdeistviya. Psikhologiya vozdeistviya (problemy teorii i praktiki). M.: APN SSSR, 1989, 4–43. (in Russian)

Landau E. Odarennost' trebuet muzhestva: Psikhologicheskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka. M.: Akademiya, 2002. (in Russian)

Leaper C., Farkas T., Brown C.S. Adolescent girls’ experiences and gender-related beliefs in relation to their motivation in math/science and English. Journal of Youth and Adolescence, 2012, 3(41), 268–282.

Lee J. Effects of leadership and leader‐member exchange on commitment. Leadership & Organization Development Journal, 2005, 655–672.

Matusovich H., Streveler R., Loshbaugh H., Miller R., Olds B. Will I succeed in engineering? Using expectancy-value theory in a longitudinal investigation of students’ beliefs. Proceedings American Society of Engineering Education Annual Conference and Exposition, 2008, 289–303.

Rakes G.C., Dunn K.E. The Impact of Online Graduate Students' Motivation and Self-Regulation on Academic Procrastination, Journal of Interactive Online Learning, 2010, 1(9), 78–93.

Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: a systematic review and meta-analysis. Psychological bulletin, 2012, 2(138), 353–365.

Ryckman D.B., Peckham P.D. Gender differences on attribution patterns in academic areas for learning disabled students. Learning Disabilities Research, 1986, 83–89.

Shadrikov V.D. Sistemogenez deyatel'nosti. Igra. Uchenie. Trud: Vol. 1. Sistemogenez professional'noi i uchebnoi deyatel'nosti. M.: RAO, 2017. (in Russian)

Smith J.L., Lewis K.L., Hawthorne L., Hodges S.D. When trying hard isn’t natural: Women’s belonging with and motivation for male-dominated STEM fields as a function of effort expenditure concerns. Personality and Social Psychology Bulletin, 2013, 2(39), 131–143.

Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva T., Grasshof M., Oettingen G. Gender effects in children's beliefs about school performance: A cross‐cultural study. Child Development, 2000, 2(71), 517–527.

Ushakov D.V. Psikhologiya odarennosti i problema subekta. Problema subekta v psikhologicheskoi nauke, 2000, 212–215. (in Russian)

Vallerand R.J. et al. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 1992, 4(52), 1003–1017.

Wang X. Why students choose STEM majors: Motivation, high school learning, and postsecondary context of support. American Educational Research Journal, 2013, 5(50), 1081–1121.

Wolters C.A. Understanding procrastination from a self-regulated learning perspective. Journal of educational psychology, 2003, 1(95), 179–185.

Число просмотров

Просмотров: 379

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Вилкова, К., & Лебедева, Н. (2020). Динамика академической мотивации в университете: есть ли гендерные различия?. Психологические исследования, 13(74). https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.167

Выпуск

Раздел

Статьи