Psikhologicheskie Issledovaniya • ISSN 2075-7999
peer-reviewed • open access journal
      

 

Спиридонов В.Ф., Ерофеева М.А., Кловайт Н.О., Ардисламов В.В., Морозов М.И., Здилар С. Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры

English version: Spiridonov V.F., Erofeeva M.A., Klowait N.O., Ardislamov V.V., Morozov M.I., Zdilar S. Interactive problem solving revisited: Replicating the effects of interactivity using matchstick algebra problems

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, Россия

Один из многообещающих вариантов внедрения моторной активности в процесс решения мыслительных задач был предложен в статье Weller и коллег. В ходе «интерактивного» условия эксперимента испытуемые могли взаимодействовать с реальными предметами, составлявшими проблемную ситуацию. Эта экспериментальная манипуляция привела к значимому увеличению успешности решения большинства использованных задач спичечной алгебры. С учетом того, что задачи различались по источникам сложности, трудно предложить один (или общий) вариант движений решателя, который мог бы объяснить одинаковое положительное влияние интерактивного условия на успешность решения задач разной степени сложности. Чтобы удостовериться в точности полученных результатов и оценить перспективность подобной экспериментальной манипуляции, мы провели концептуальную репликацию названного исследования в трех экспериментальных сериях, нацеленных: 1) на проверку эффектов интерактивного условия, 2) на расширенную репликацию тех же эффектов, поскольку она включала в себя экспериментальные условия, предполагающие разную степень моторной активности решателя, 3) на расширенную репликацию тех же эффектов, так как она содержала условия с максимально выраженной интерактивностью, благодаря использованию технологий виртуальной реальности. Кроме того, мы увеличили список зависимых переменных: помимо успешности решения было использовано количество эпистемических и прагматических действий решателя. Увеличение количества первых может свидетельствовать о переносе части когнитивных функций на окружающую предметную среду. Ни в одном случае мы не смогли реплицировать результаты коллег. Хотя во второй серии эксперимента эпистемических действий было значимо больше, это никак не повлияло на успешность решения. Обсуждаются потенциал и проблемы интерактивного решения и его роль для изучения воплощенного познания.

Ключевые слова: репликация, интерактивное решение, аффорданс, эпистемические действия, виртуальная реальность

Полный текст статьи PDF >>

 Дополнительные материалы >>

Поступила в редакцию 26 июля 2021 г. Дата публикации: 31 октября 2021г.

Ссылка для цитирования

Стиль psystudy.ru
Спиридонов В.Ф., Ерофеева М.А., Кловайт Н.О., Ардисламов В.В., Морозов М.И., Здилар С. Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры. Психологические исследования, 2021, 14(79), 5. http://psystudy.ru

Стиль ГОСТ
Спиридонов В.Ф., Ерофеева М.А., Кловайт Н.О., Ардисламов В.В., Морозов М.И., Здилар С. Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 79. С. 5. URL: http://psystudy.ru 

Адрес статьи: http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n79/1941-spiridonov79.html

К началу страницы >>