Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры

Авторы

  • Владимир Спиридонов
  • Мария Ерофеева
  • Нильс Кловайт
  • Владлен Ардисламов
  • Максим Морозов
  • Стево Здилар

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.119

Ключевые слова:

репликация, интерактивное решение, аффорданс, эпистемические действия, виртуальная реальность

Аннотация

Один из многообещающих вариантов внедрения моторной активности в процесс решения мыслительных задач был предложен в статье Weller и коллег. В ходе «интерактивного» условия эксперимента испытуемые могли взаимодействовать с реальными предметами, составлявшими проблемную ситуацию. Эта экспериментальная манипуляция привела к значимому увеличению успешности решения большинства использованных задач спичечной алгебры. С учетом того, что задачи различались по источникам сложности, трудно предложить один (или общий) вариант движений решателя, который мог бы объяснить одинаковое положительное влияние интерактивного условия на успешность решения задач разнойстепени сложности. Чтобы удостовериться в точности полученных результатов и оценить перспективность подобной экспериментальной манипуляции, мы провели концептуальную репликацию названного исследования в трех экспериментальных сериях, нацеленных: 1) напроверку эффектов интерактивного условия, 2) на расширенную репликацию тех же эффектов, поскольку она включала в себя экспериментальные условия, предполагающие разную степень моторной активности решателя, 3)на расширенную репликацию тех же эффектов, так как она содержала условия с максимально выраженной интерактивностью, благодаря использованию технологий виртуальной реальности. Кроме того, мы увеличили список зависимых переменных: помимо успешности решения было использовано количество эпистемических и прагматических действийрешателя. Увеличение количества первых может свидетельствовать о переносе части когнитивных функций на окружающую предметную среду. Ни в одном случае мы не смогли реплицировать результаты коллег. Хотя во второй серии эксперимента эпистемических действий было значимо больше, это никак не повлияло на успешность решения. Обсуждаются потенциал и проблемы интерактивного решения и его роль для изучения воплощенного познания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Владимир Спиридонов

Спиридонов Владимир Феликсович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий Лабораторией когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: vfspiridonov@gmail.com

Мария Ерофеева

Ерофеева Мария Александровна. Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории Московской высшей школы социальных и экономических наук, Газетный пер. 3/5, 125009 Москва, Россия; научный сотрудник Центра социологических исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: erofeeva-ma@universitas.ru

Нильс Кловайт

Кловайт Нильс Оливер. Старший научный сотрудник Международного центра современной социологической теории Московской высшей школы социальных и экономических наук, Газетный пер. 3/5, 125009 Москва, Россия; научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: nils.klowait@gmail.com

Владлен Ардисламов

Ардисламов Владлен Вилевич. Младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: vladlen.ardislamov@gmail.com

Максим Морозов

Морозов Максим Игоревич. Научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: morozovmaksimmm@gmail.com

Стево Здилар

Здилар Стево. Младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований, факультет психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, проспект Вернадского, 82, стр.1, 119571 Москва, Россия. E-mail: stevovovo@mail.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Barsalou L.W. Grounded cognition. Annual Review of Psychology, 2008, 59(1), 617–645. doi:10.1146/annurev.psych.59.103006.093639.

Camerer C.F., Dreber A., Holzmeister F., Ho T.H., Huber J., Johannesson M., Kirchler M., Nave G., Nosek B.A., Pfeiffer T., Altmejd A., Buttrick N., Chan T., Chen Y., Forsell E., Gampa A., Heik-ensten E., Hummer L., Imai T., Isaksson S., Manfredi D., Rose J., Wagenmakers E-J., Wu H. Evaluating the replicability of social science experiments in Nature and Science between 2010 and 2015. Nature Human Behaviour, 2018, 2(9), 637–644. doi:10.1038/s41562-018-0399-z.

Carbonneau K.J., Marley S.C., Selig J.P. (2013). A meta-analysis of the efficacy of teaching mathematics with concrete manipulatives. Journal of Educational Psychology, 105(2), 380–400. doi:10.1037/a0031084.

Chandrasekera T., Yoon S.Y. The Effect of Tangible User Interfaces on Cognitive Load in the Creative Design Process. Proceedings of the 2015 IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality - Media, Art, Social Science, Humanities and Design. IEEE: Washington, 2015, pp. 6–8. doi:10.1109/ISMAR-MASHD.2015.18.

Chu M., Kita S. The nature of gestures' beneficial role in spatial problem solving. Journal of Experimental Psychology. General, 2011, 140(1), 102–116. doi:10.1037/a0021790.

Chuderski A., JastrzД™bski J., Kucwaj H. How physical interaction with insight problems affects solution rates, hint use, and cognitive load. British Journal of Psychology, 2021, No. 112, 120-143. doi:10.1111/bjop.12442.

Esteves A., van den Hoven E., Oakley I. Physical games or digital games? In: S. Jordà, N. Parés (Eds.), Proceedings of the 7th International Conference on Tangible, Embedded and Embodied Interaction - TEI '13. New York: ACM Press, 2013, pp. 167-174. doi:10.1145/2460625.2460651.

Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex. Brain: A Journal of Neurology, 1996, No. 119 (Pt 2), 593–609. doi:10.1093/brain/119.2.593.

Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Dallas, London: Houghton Mifflin, 1979.

Henok N., Vallée-Tourangeau F., Vallée-Tourangeau G. Incubation and interactivity in insight problem solving. Psychological Research, 2020, 84(1), 128–139. doi:10.1007/s00426-018-0992-9.

Kershaw T.C., Ohlsson S. Multiple causes of difficulty in insight: The case of the nine-dot problem. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2004, 30(1), 3–13. doi:10.1037/0278-7393.30.1.3.

Kirsh D. Thinking with external representations. AI & SOCIETY, 2010, 25(4), 441–454. doi:10.1007/s00146-010-0272-8.

Kirsh D. Embodied cognition and the magical future of interaction design. ACM Transactions on Computer-Human Interaction, 2013, 20(1), 1–30. doi:10.1145/2442106.2442109.

Kirsh D. Creativity, Cognition and Material Culture. Pragmatics & Cognition, 2014, 22(1), 5–26. doi:10.1075/pc.22.1.01kir.

Kirsh D., Maglio P. On Distinguishing Epistemic from Pragmatic Action. Cognitive Science, 1994, 18(4), 513–549. doi:10.1207/s15516709cog1804_1.

Klein R. A., Vianello M., Hasselman F., Adams B.G., Adams R.B., Alper S., . . . Nosek B.A. Many Labs 2: Investigating Variation in Replicability Across Samples and Settings. Advances in Methods and Practices in Psychological Science, 2018, 1(4), 443–490. doi:10.1177/2515245918810225.

Knoblich G., Ohlsson S., Haider H., Rhenius D. Constraint relaxation and chunk decomposition in insight problem solving. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1999, 25(6), 1534–1555. doi:10.1037/0278-7393.25.6.1534.

Lindgren R.W. (2014). Getting into the cue: Embracing technology-facilitated body movements as a starting point for learning. In: V.R. Lee (Ed.), Learning technologies and the body: Integration and implementation in formal and informal learning environments. New York, Abingdon: Routledge, 2014, pp. 39–54.

Loader P. The epistemic/pragmatic dichotomy. Philosophical Explorations, 2012, 15(2), 219–232. doi:10.1080/13869795.2012.670723.

Loehr J.D., Kourtis D., Vesper C., Sebanz N., Knoblich G. Monitoring individual and joint action outcomes in duet music performance. Journal of Cognitive Neuroscience, 2013, 25(7), 1049–1061. doi:10.1162/jocn_a_00388.

Loomis J.M., Blascovich J.J., Beall A.C. Immersive virtual environment technology as a basic research tool in psychology. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers: A Journal of the Psychonomic Society, 1999, 31(4), 557–564. doi:10.3758/bf03200735.

Myin E., O’Regan J.K. Situated Perception and Sensation in Vision and Other Modalities. In: P. Robbins, M. Aydede (Eds.), The Cambridge Handbook of Situated Cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 2012, pp. 185–200. doi:10.1017/CBO9780511816826.011.

Olk B., Dinu A., Zielinski D.J., Kopper R. Measuring visual search and distraction in immersive virtual reality. Royal Society Open Science, 2018, 5(5), 172331. doi:10.1098/rsos.172331.

Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science. Science, 2015, 349(6251), aac4716. doi:10.1126/science.aac4716.

Prinz W. Perception and Action Planning. European Journal of Cognitive Psychology, 1997, 9(2), 129–154. doi:10.1080/713752551.

Ross W., Vallée-Tourangeau F. Catch that word: Interactivity, serendipity and verbal fluency in a word production task. Psychological Research, 2021, No. 85, 842–856. doi:10.1007/s00426-019-01279-y.

Tamura M., Miwa K. Effects of eye movement on forming and relaxing constraints in insight problem solving. The Japanese journal of psychology, 2013, 84(2), 103–111. doi:10.4992/jjpsy.84.103.

Taylor J.A., Ivry R.B. Implicit and Explicit Processes in Motor Learning. In: W. Prinz, M. Beisert, A. Herwig (Eds.), Action Science: Foundations of an emerging discipline. Cambridge, MA; London: The MIT Press, 2013, pp. 63–87. doi:10.7551/mitpress/9780262018555.003.0003.

Thomas L.E., Lleras A. Swinging into thought: Directed movement guides insight in problem solving. Psychonomic Bulletin & Review, 2009, 16(4), 719–723. doi:10.3758/PBR.16.4.719.

Vallée-Tourangeau F., Sirota M., Vallée-Tourangeau G. Interactivity mitigates the impact of working memory depletion on mental arithmetic performance. Cognitive Research: Principles and Implications, 2016, No. 1, 26. doi:10.1186/s41235-016-0027-2.

Vallée-Tourangeau F., Steffensen S.V., Vallée-Tourangeau G., Sirota M. Insight with hands and things. Acta Psychologica, 2016, No. 170, 195–205. doi:10.1016/j.actpsy.2016.08.006

Vallée-Tourangeau G., Abadie M., Vallée-Tourangeau F. Interactivity fosters Bayesian reasoning without instruction. Journal of Experimental Psychology. General, 2015, 144(3), 581–603. doi:10.1037/a0039161.

Vallée-Tourangeau G., Vallée-Tourangeau F. Cognition Beyond the Classical Information Processing Model: Cognitive Interactivity and the Systemic Thinking Model (SysTM). In: S.J.Cowley, F. Vallée-Tourangeau (Eds.), Cognition Beyond the Brain. Cham: Springer International Publishing, 2017, pp. 133–154. doi:10.1007/978-3-319-49115-8_7.

Wang X., Lu K., Runco M.A., Hao N. Break the 'wall' and become creative: Enacting embodied metaphors in virtual reality. Consciousness and Cognition, 2018, No. 62, 102–109. doi:10.1016/j.concog.2018.03.004.

Weller A., Villejoubert G., Vallée-Tourangeau F. Interactive insight problem solving. Thinking & Reasoning, 2011, 17(4), 424–439. doi:10.1080/13546783.2011.629081.

Werner K., Raab M. Moving to Solution. Experimental Psychology, 2013, 60(6), 403–409. doi:10.1027/1618-3169/a00021.

Wilson R.A., Clark A. How to situate cognition: Letting nature take its course. In: The Cambridge handbook of situated cognition. New York, NY, US: Cambridge University Press, 2009, pp. 55–77.

Zajonc R.B., Pietromonaco P., Bargh J. Independence and Interaction of Affect and Cognition. In: M.S. Clark, S.T. Fiske (Eds.), Affect and Cognition. New York: Psychology Press, 1982, pp. 211–228.

Zender R., Knoth A.H., Fischer M.H., Lucke, U. Potentials of Virtual Reality as an Instrument for Research and Education. I-Com, 2019, 18(1), 3–15. doi:10.1515/icom-2018-0042.

Число просмотров

Просмотров: 358

Опубликован

31.10.2021

Как цитировать

Спиридонов, В., Ерофеева, М., Кловайт, Н., Ардисламов, В., Морозов, М., & Здилар, С. (2021). Репликация эффектов интерактивного решения задач спичечной алгебры. Психологические исследования, 14(79). https://doi.org/10.54359/ps.v14i79.119

Выпуск

Раздел

Статьи