Взаимосвязь уровня агрессивности и жизнестойкости у старших подростков
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.110Ключевые слова:
агрессивность, жизнестойкость, принятие рисков, подростковый возраст, старшие подросткиАннотация
Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи агрессивности и жизнестойкости в подростковом возрасте, а также на выявление возможных половых различий во взаимосвязи названных переменных. Актуальность проблематики обуславливается возрастающим интересом психологической практикик профилактикеагрессивного и аутоагрессивного поведения и отсутствием релевантных исследований по проблеме жизнестойкости у людей с высоким уровнем агрессии, что могло бы способствовать разработке программ психологической помощи. В работе делается попытка анализа взаимосвязи между компонентами жизнестойкости и видами агрессивности, дополняющая немногочисленные исследования, релевантные данной теме. В качестве гипотезы исследования принималось утверждение, что существует отрицательная корреляция между уровнем агрессивности и жизнестойкости. Вгруппе лиц с высоким уровнем агрессивности такие показатели жизнестойкости, как принятие рисков и вовлеченность, значимо ниже, по сравнению с группой лиц с низким уровнем агрессивности. Выборку исследованиясоставили 138 человек обоего пола (M=20,0, SD=0,95), со средним или неоконченным высшим образованием. Были использованы Фрайбургский личностный опросник (FPI) и опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. В группе испытуемых с низким уровнем реактивной агрессивности показатели вовлеченности, принятия рисков и жизнестойкости оказались значимо выше, чем в группе с высоким уровнем реактивной агрессивности. Выявлены статистически значимые корреляции между спонтанной агрессивностью и всеми показателями жизнестойкости. Обнаружены значимые различия показателей контроля и жизнестойкости в группе юношей и девушек. В группе юношей уровень реактивной агрессивности значимо выше, чем в группе девушек. При этом, значимых различий в уровне спонтанной агрессивности между группами юношей и девушек не обнаружено.
Скачивания
Литература
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Berkovic L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol'. St. Petersburg: Prajm-Evroznak, 2001. (In Russian)
Brojtigam V., Kristian P., Rad M. Psihosomaticheskaya medicina. Moscow: GEOTAR Medicina, 1999. (In Russian)
Enikolopov S.N., Kuznecova YU.M., CHudova N.V. Agressiya v obydennoj zhizni. Moscow: ROSSPEN, 2014. (In Russian)
Frejd Z. Po tu storonu principa udovol’stviya. Moscow, 1992. (In Russian)
Fromm E.Z. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti. Moscow: Direkt-Media, 2008. (In Russian)
Krylova A.A. Teoreticheskie i prikladnye voprosy psihologii. Prikladnye problemy psihologii. St. Petersburg: St. Petersburg State University. 1995, Ch. 2. (In Russian)
Leont’ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Moscow: Smysl, 2006. (In Russian)
Maddi S., Friedman H.S. Encyclopedia of Mental Health. San Diego (CA): Academic Press, 1998.
Postnikova M.I. Nauchnyj dialog. 2016. No. 1, 298-310. (In Russian)Rajs F., Doldzhin K. Psihologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. St. Petersburg: Piter, 2012. (In Russian)
Rean A.A. Agressiya I agressivnos’' lichnosti. St. Petersburg, 1996. (In Russian)
Semenyuk L.M. Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrekcii. Moscow, 1996. (In Russian)
Solov'yova S.L. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg State University St. Petersburg, 1996. (In Russian)
Vygotskij L.S. Problemy razvitiya psihiki. Moscow: Pedagogika, 1982. (In Russian)
YAparova O.G. Psihologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve. 2015, No. 32 (4), pp. 55-59. (In Russian)
Zimbardo F. Effekt Lyucifera. Pochemu horoshie lyudi prevrashchayutsya v zlodeev. Moscow, 2013. (In Russian)
Khoshaba D., Maddi S. Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999, Vol. 51, No. 2, 106-116.
Maddi S., Friedman H.S. Encyclopedia of Mental Health. San Diego (CA): Academic Press, 1998.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Психологические исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.