Показатели уверенности в себе в структуре личности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1010Ключевые слова:
теория самодетерминации, личность, уверенность в себе, автономность, мотивация, локус контроля, невротизм, экстраверсия, психотизм, психическое здоровье, социальная адаптацияАннотация
Описываются результаты экспериментального исследования уверенности в себе (self-efficacy) как проявления автономности поведения. Теоретический контекст работы: теория самодетерминации (self-determined theory), основанная на организм-диалектической метатеории, а также ряд субтеорий когнитивной оценки (cognitive evaluation theory), интеграции организма (organismic integration theory), обусловливающей ориентации (causality orientations theory) и базовых потребностей (basic needs theory). Проанализированы показатели уверенности в себе, интернальности-экстернальности, шкалы Айзенка, смысложизненных ориентаций, уровня одиночества, социальной фрустрированности и социального здоровья. Выявлены связи автономности поведения с характеристиками, которые определяются не контекстом деятельности, а устойчивыми индивидуальными различиями в базовых характеристиках личностной сферы и различными параметрами социальной адаптации.
Скачивания
Литература
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Csikszentmihalyi, M., & Rathunde, K. (1993). The measurement of flow in everyday life: Toward a theory of emergent motivation. In J.E.Jacobs (Ed.), Developmental perspectives on motivation (pp. 57–97). Lincoln: University of Nebraska Press.
Deci, E.L. (1975). Intrinsic motivation. New York: Plenum.
Deci, E.L., Koestner, R., Ryan, R.M. (1999). A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation. Psychological Bulletin, 125, 627–668.
Deci, E.L., Nezlek, J., Sheinman, L. (1981). Characteristics of the rewarder and intrinsic motivation of the rewardee. Journal of Personality and Social Psychology, 40, 1–10.
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. New York: Plenum.
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1991). A motivational approach to self: Integration in personality. In R.Dienstbier (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation (pp. 237–288). Lincoln: University of Nebraska Press.
Deci, E.L., Ryan, R.M. (1995). Human autonomy: The basis for true self-esteem. In M.Kemis (Ed.), Efficacy, agency, and self-esteem (pp. 31–49). New York: Plenum.
Flink, C., Boggiano, A.K., Barrett, M. (1990). Controlling teaching strategies: Undermining children's self-determination and performance. Journal of Personality and Social Psychology, 59, 916–924.
Grolnick, W.S., Deci, E.L., Ryan, R.M. (1997), Internalization within the family. In J.E.Grusec, L.Kuczynski (Eds.), Parenting and children's internalization of values: A handbook of contemporary theory (pp. 135–161). New York: Wiley.
Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1987). Autonomy in children's learning: An experimental and individual difference investigation. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 890–898.
Grolnick, W.S., Ryan, R.M. (1989). Parent styles associated with children's self-regulation and competence in school. Journal of Educational Psychology, 81, 143–154.
Ryan, R.M., Frederick, C.M. (1997). On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being. Journal of Personality, 65, 529–565.
Utman, C.H. (1997). Performance effects of motivational state: A metaanalysis. Personality and Social Psychology Review, 1, 170–182.