Модель психического и теория Ж.Пиаже

Авторы

  • Елена Сергиенко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1012

Ключевые слова:

модель психического, сознание, развитие сознания, уровни модели психического, понимание физического и ментального мира, анимизм, эгоцентризм, дооперациональное мышление, житейская психология

Аннотация

В статье подчеркивается современность большинства положений теории Ж.Пиаже, обсуждаются результаты последних исследований и их связь с идеями Пиаже. Раскрывается значение принципа непрерывности, последовательности стадий развития, универсальности и присутствия центральной тенденции в познавательном развитии, эгоцентризма и анимизма в мышлении детей и взрослых. Показано, что критический анализ идей Пиаже нередко весьма поверхностен, в то время как его теория является источником творчества для исследователей, основой дальнейшего теоретического и эмпирического продвижения в психологии развития. Современные данные позволяют проводить более глубокий анализ значения теории Ж.Пиаже и находить новые позиции для обсуждения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Сергиенко

Сергиенко Елена Алексеевна. Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии развития, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: elenas@migmail.ru

Литература

Aleksandrov Yu.I., Sergienko E.A. Psikhologicheskoe i fiziologicheskoe: kontinual'nost' i/ili diskretnost'? // Psikhol. zhurn. 2003. T. 24, N 6. S. 98–107. [in Russian]

Baron-Cohen S. Do people with autism understand what causes emotion? // Child Development. 1991. Vol. 62. P. 385–395.

Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A fifteen year review // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen. (Eds). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 10–25.

Binnie L., Williams J. Intuitive psychology and physics among children with autism and typically developing children // Autism. 2003. Vol. 7, N 2. P. 173–193.

DiYanni С., Keleman D. Time to get a new mountain? The role of function in children’s conceptions of natural kinds // Cognition. 2005. Vol. 97. P. 327–335.

Downs A., Smith T. Emotional understanding, cooperation and social behavior in high-functioning children with autism // Journ. Of autism and developmental disoders. 2004. Vol. 34, N 6. P. 625–635.

Frith U., Frith Ch. Development and neurophysiology of mentalizing // Phil. Trans. R. Soc. B. 2003. Vol. 358. P. 459–473.

Gelman S.A., Wellman H.M. Inside and essences: early understandings of non-obvious // Cognition. 1991. Vol. 38. P. 213–244.

Gerasimova A.S. Osobennosti ponimaniya obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie “modeli psikhicheskogo: avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2004. [in Russian]

Gerasimova A.S., Sergienko E.A. Ponimanie obmana det'mi 5–11 let i stanovlenie modeli psikhicheskogo // Psikhol. zhurn. 2005. T. 26, N 1. S. 56–70. [in Russian]

Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory theory can tell us about autism? // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 50–72.

Gotswamy U. Cognition in Children. Hove: Psychological Press, 1998.

Grant C., Riggs K.J., Boucher J. Counterfactual and mental state reasoning in children with autism // Journ. of Autism and Development Disoders. 2004. Vol. 34, N 2. P. 177–188.

Happe F. Parts and whole, meaning and minds: central coherence and its relation to theory of mind // S.Baron-Cohen., H.Tager-Flusberg, D.J.Cohen (Eds.). Understanding other minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford: Oxford university press, 2000. P. 201–221.

Harris P.L. Imagining and pretending // Mental simulation: evolutions and applications / M.Davies, T.Stone (Eds.). Oxford: Blackwell, 1995. P. 67–84.

Hobson R.P., Meyer J.A. Foundations for self and other: a study in autism // Develop. Science. 2005 Vol. 8, N 6. P. 481–491.

Keleman D. The scope of teleological thinking in preschool children // Cjgnition. 1999. Vol. 70. P. 241–272.

Lebedeva E.I. Ponimanie mental'nogo i fizicheskogo mira det'mi s tipichnym razvitiem i rasstroistvami autisticheskogo spektra. Avtoreferat diss. na soiskanie stepeni kand. psikh. nauk. M., 2006. [in Russian]

Leslie A. ToMM, ToBY and agency: core architecture and domain specificity // L.A.Hirschfeld, S.A.Gelman (Eds.). Mapping the Mind: Domain Specificity in cognition and Culture. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994. P. 119–148.

Lourenco O., Machado A. V zashchitu teorii Piaget: otvet na desyat' osnovnykh puktov kritiki // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb.st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 478–544. [in Russian]

Obukhova L.F. Predislovie // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb.st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 5–32. [in Russian]

Pankratov A.V. Sub'ektnost' i mifologizirovannost' obobshchenii prakticheskogo myshleniya // Sub'ekt i ob'ekt prakticheskogo myshleniya / pod red. A.V.Karpova, Yu.K.Kornilova. M., 2004. S. 258–292. [in Russian]

Perner J., Stummer S., Doherty M. Theory of mind finds its Piagetian perspective: why understanding belief? // Cognitive development. 2002. Vol. 17. P. 1451–1472.

Piaget J. Egotsentricheskaya rech' // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 41–46. [in Russian]

Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Prosveshchenie, 1969. [in Russian]

Piaget J. Psikhologiya, mezhdistsiplinarnye svyazi i sistema nauk // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 157–182. [in Russian]

Piaget J. Teoriya Piaget // Jean Piaget: teoriya, eksperimenty, diskussii: sb. st. / sost. i obshch. red. L.F.Obukhovoi, G.V.Burmenskoi. M.: Gardariki, 2001. S. 106–157. [in Russian]

Piaget J., Inhelder B. Genezis elementarnykh logicheskikh struktur. Klassifikatsiya i seriatsiya. M.: Eksmo, 2002. 416 s.

Prusakova O.A. Genezis ponimaniya emotsii. Avtoreferat diss. na soiskanie stepeni kand. psikh. nauk. M., 2005. [in Russian]

Prusakova O.V., Sergienko E.A. Ponimanie emotsii det'mi doshkol'nogo vozrasta // Voprosy psikhologii. 2006. N 4. S. 24–36. [in Russian]

Sergienko E.A. Diskussiya o proiskhozhdenii znanii // Inostrannaya psikhologiya. 2000. N 12. S. 3– 13. [in Russian]

Sergienko E.A. Kognitivnoe razvitie // Kognitivnoe psikhologiya / pod red. Druzhinina V.N., Ushakova D.V. M.: Per Se, 2002. Gl. 13. S. 347–391. [in Russian]

Sergienko E.A. Ot kognitivnoi psikhologii k psikhologii sub'ekta // Psikhol. zhurn. 2007. T. 28. S. 17–27. [in Russian]

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. 466 s. [in Russian]

Sergienko E.A. Revolyutsiya v kognitivnoi psikhologii razvitiya // Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal. 2005. T. 2, N 2. S.44–60. [in Russian]

Sergienko E.A. Vospriyatie i deistvie: vzglyad na problemu s pozitsii ontogeneticheskikh issledovanii // Psikhologiya. 2004. T. 1, N 2. S. 16–38. [in Russian]

Sergienko E.A., Dozortseva A.V. Sootnoshenie vospriyatiya i deistviya v mladencheskom vozraste // Psikhol. zhurn. 2000. T. 20, N 5. S. 23 – 35. [in Russian]

Sergienko E.A., Lebedeva E.I. Ponimanie obmana det'mi doshkol'nogo vozrasta v norme i pri autizme // Psikhol. zhurn. 2003. T. 24, N 4. S. 54–65. [in Russian]

Subbotskii E.V. Razvitie individual'nogo soznaniya kak predmet issledovaniya eksperimental'noi psikhologii // Psikhol. zhurn. 2002. T. 23, N 4. S. 90–102. [in Russian]

Vygotsky L.S. O prirode egotsentricheskoi rechi // Khrestomatiya po obshchei psikhologii. Psikhologiya myshleniya / pod red. Yu.B.Gippenreiter, V.V.Petukhova. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1981. S. 176–183. [in Russian]

Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya. M.: Institut psikhologii RAN, 2005. [in Russian]

Число просмотров

Просмотров: 203

Опубликован

14.02.2009

Как цитировать

Сергиенко, Е. (2009). Модель психического и теория Ж.Пиаже. Психологические исследования, 2(3). https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1012

Выпуск

Раздел

Статьи