Роль взаимодействия с родителями в раннем онтогенезе контроля поведения

Авторы

  • Галина Виленская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1027

Ключевые слова:

контроль поведения, ранее развитие, темперамент, родительское отношение

Аннотация

Статья посвящена ранним этапам развития контроля поведения и его связи с родительским отношением. Контроль поведения понимается как психологический уровень саморегуляции поведения. Рассматриваются варианты развития контроля поведения в проблемной ситуации, а также выбираемые ребенком стратегии контроля поведения в группах детей с разным типом темперамента, понимаемого как способ индивидуальной адаптации к среде. Характер связей родительского отношения с различными аспектами контроля поведения и выбираемыми детьми конкретными стратегиями саморегуляции различается в зависимости от индивидуальных особенностей детей (темперамента). Траектории развития контроля поведения в различных по психологическим характеристикам группах детей отличаются, отражая зарождающуюся субъектность маленьких детей, их способность особым образом организовывать имеющиеся у них психологические ресурсы для достижения цели.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Галина Виленская

Виленская Галина Альфредовна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития, Институт психологии Российской академии наук, ул. Ярославская, д. 13, 129366 Москва, Россия. E-mail: vga2001@mail.ru

Библиографические ссылки

Balleyguier G. Le charactere de l'enfant en fonction de son mode de garde pendant les premieres annees (Monographies francaises de psychologie). Editions du Centre national de la recherche scientifique, 1981.

Barkley R.A. Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder and Self-Regulation: Taking an Evolutionary Perspective on Executive Functioning // Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application / ed. by R.F.Baumeister, K.D.Vohs. New York; London: Guilford Press, 2004. P. 301–323.

Bliznetsy: ot rozhdeniya do 3-kh let / Sergienko E.A., Ryazanova T.B., Vilenskaya G.A. [i dr.] M.: Kogito-Tsentr, 2002. [in Russian]

Brushlinsky A.V. O kriteriyakh sub'ekta // Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta / pod red. A.V.Brushlinskogo, M.I.Volovikovoi. M.: Per Se, 2002. S. 9–34. [in Russian]

Calkins D., Johnson M.C. Toddler Regulation of Distress to frustrating Events: Temperamental and Maternal Correlates // Infant Behavior and Development. 1998. Vol. 21, N 3. P. 379–395.

Chess S., Tomas A. Znachenie temperamenta dlya psikhiatricheskoi praktiki // Detstvo ideal'noe i nastoyashchee / otv. red. E.R.Slobodskaya. Novosibirsk: Sibirskii khronograf, 1994. S. 131–144. [in Russian]

Eisenberg N., Smith C.L, Sadovsky A., Spinrad T.L. Effortful Control: Relations with Emotion Regulation, Adjustment and Socialization in Childhood // Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application / ed. by R.F.Baumeister, K.D.Vohs. New York; London: Guilford Press, 2004. P. 259–282.

Gunnar M. Quality of Care and the Buffering of Stress Physiology: Its Potential Role in Protecting the Developing Human Brain // Newsletter of the Infant Mental Health Promotion Project. 1998. Vol. 21. P. 4–7.

McCabe L.A., Cunnington M., Brooks-Gunn J. The Development of Self-Regulation in Young Children. Individual Characteristics and Environmental Contexts // Handbook of Self-Regulation. Research, Theory and Application / ed. by R.F.Baumeister, K.D.Vohs. New York; London: Guilford Press, 2004. P. 340–356.

Rothbart M.K. Temperament and Development // Temperament in Childhood. Chichester, 1989. P. 187–249.

Sergienko E.A. Rannie etapy razvitiya sub'ekta // Psikhologiya individual'nogo i gruppovogo sub'ekta / pod. red. A.V.Brushlinskogo, M.I.Volovikovoi. M.: Per Se, 2002. S. 270–309. [in Russian]

Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: novyi vzglyad. M.: Institut psikhologii RAN, 2006. [in Russian]

Shonkoff J., Phillips D. (Eds.). From Neurons to Neighborhoods: The Science of Early Childhood Development. Washington, DC: National Academy Press, 2000.

Vilenskaya G.A. Test-oprosnik “Den' rebenka”: tseli, vozmozhnosti, struktura, primenenie // Psikholog v detskom sadu. 2003. N 1–2. S. 3–25. [in Russian]

Vilenskaya G.A. Stabil'nost' i izmenchivost' temperamenta detei pervykh trekh let zhizni kak pokazatelya emotsional'noi regulyatsii // Issledovaniya po kognitivnoi psikhologii / pod red. E.A.Sergienko. M.: Institut psikhologii RAN, 2004. S. 377–403. [in Russian]

Vilenskaya G.A. Strategii kontrolya povedeniya kak predshestvenniki koping-strategii u detei-bliznetsov rannego vozrasta // Psikhologiya sovladayushchego povedeniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy / pod red. A.L.Zhuravleva, T.L.Kryukovoi, E.A.Sergienko. M.: Institut psikhologii RAN, 2008. S. 308–327. [in Russian]

Vilenskaya G.A., Sergienko E.A. Rol' temperamenta v razvitii regulyatsii povedeniya v rannem vozraste // Psikhologicheskii zhurnal. 2001. T. 22, N 3. S. 68–85. [in Russian]

Опубликован

15.12.2008

Как цитировать

Виленская, Г. (2008). Роль взаимодействия с родителями в раннем онтогенезе контроля поведения. Психологические исследования, 1(2). https://doi.org/10.54359/ps.v1i2.1027

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)