Все элементы задачи равны, но некоторые равнее: роль эмоциональных предпочтений цвета элементов в изменении репрезентации задачи
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v15i82.1090Ключевые слова:
инсайт, эмоции в решении задач, задача «5 квадратов» Дж. Катона, перцептивные предпочтенияАннотация
Изучено влияние эмоциональных предпочтений решателя к элементам задачи на процесс ее решения. На материале решения задачи «5 квадратов» Дж. Катона проверялась гипотеза о том, что предпочтение элементов задачи может влиять на изменение ценности хода при манипулировании этими элементами. Предпочтение и отвержение элементов задачи экспериментально задавалось через окрашивание этих элементов в цвета, которые нравятся или не нравятся решателю. Однако полученные результаты продемонстрировали неожиданный результат – окрашивание двух спичек в этой задаче значительно затрудняют её решение. Мы связываем это с несколькими источниками трудности в этой задаче: разрушением изначальной конфигурации и построением новой конфигурации. Окраска элементов ослабляет один источник трудности (разрушает целостность конфигурации), но усиливает другой – концентрацию внимания на текущем расположении. В то же время было показано, что окраска элемента в предпочитаемый цвет может повысить шанс манипулирования этим элементов в качестве первого действия в решении. Анализ субъективных и объективных критериев момента наступления тупика выявил ряд трудностей в их использовании, что сигнализирует о необходимости их уточнения и корректировки.
Скачивания
Литература
Chistopolskaya A.V., Savinova A.D., Lazareva N.Yu. Eksplikatsiya kriteriev insayta i obzor metodov ikh izmereniya [The explication of insight criteria and overview of their measurement methods] // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2021. V. 18. No. 4. 907–929. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-4-907-929 (in Russian)
Korovkin S.Yu., Emelyanova S.S. Vliyanie emocional'noj obratnoj svyazi na reshenie zadachi Katona [Impact of affective feedback in the Katona’s problem] // Vestnik YarGU. Serija Gumanitarnye nauki. 2019. No. 1. 88–92. http://dx.doi.org/10.18255/1996-5648-2019-1-88-92. (in Russian)
Markina P.N., Makarov I.N., Vladimirov I.Yu. Osobennosti pererabotki informacii na stadii tupika pri reshenii insajtnoj zadachi [Information processing at the impasse stage when solving an insight problem] // Teoreticheskaja i prikladnaja psihologija. 2018. 11(2). 34–44. (in Russian)
Markina P.N., Vladimirov I.Yu., Makarov I.N. Metod vyjavlenija tupika v reshenii insajtnyh zadach pri pomoshhi ob’ektivnyh povedencheskih kriteriev (issledovanie na materiale zadach S. Olssona) [Method for identifying an impasse in insight problem solving using objective behavioral criteria (study on the material of S. Ohlsson’s problems)] // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta. 2019. V. 18. No. 2(151). 121–131. (in Russian)
Valueva E.A., Ushakov D.V. Signal’naja model’ insajta: ot istoricheskih predposylok k jempiriches-kim predskazanijam [Signal insight model: from historical assumptions to empirical predictions] // Sovremennye issledovanija intellekta i tvorchestva. M.: IP RAS. 2015. 15–47. (in Russian)
Vinogradov Y.E. Vlijanie affektivnyh sledov na strukturu myslitel’noj dejatel’nosti [The influence of affective traces on the structure of mental activity] // Psihologicheskie issledovanija intellektual’noj dejatel’nosti. M.: MSU. 1979. 50–55. (in Russian)
Bechara A., Damasio H., Damasio A.R. Emotion, decision making and the orbitofrontal cortex // Cer-ebral cortex. 2000. 10(3). 295–307.
Danek A.H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., It’s a kind of magic–what self-reports can reveal about the phenomenology of insight problem solving // Frontiers in psychology. 2014. 5. 1408. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01408.
Danek A.H., Wiley J. What causes the insight memory advantage? // Cognition. 2020. 205. 104411. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2020.104411.
Faul F., Erdfelder E., Buchner A., Lang A.G. Statistical power analyses using G* Power 3.1: Tests for correlation and regression analyses // Behavior research methods. 2009. 41(4). 1149–1160.
Fedor А., Szathmáry Е., Öllinger М. Problem solving stages in the five square problem // Frontiers in Psychology. 2015. 6: 1050. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01050.
Fredrickson B.L., Branigan C. Positive emotions broaden the scope of attention and thought‐action repertoires // Cognition & Emotion. 2005. 19(3). 313–332. https://doi.org/10.1080/02699930441000238.
MacGregor J.N., Ormerod T.C., Chronicle E.P. Information processing and insight: A process model of performance on the nine-dot and related problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition, 2001. 27(1). 176–201. https://doi.org/10.1037//0278-7393.27.1.176.
Metcalfe J., Wiebe D. Intuition in insight and noninsight problem solving // Memory & Cogni-tion. 1987. 15(3). 238–246. https://doi.org/10.3758/BF03197722.
Ohlsson S. Deep Learning. How the mind overrides experience. Cambridge, UK: Cambridge Univer-sity Press, 2011. 540 p.
Öllinger M., Jones G., Knoblich G. Insight and search in Katona’s five-square problem // Experi-mental Psychology. 2014. 61(4). 263–272. https://doi.org/10.1027/1618-3169/a000245.
Peirce J.W., Gray J.R., Simpson S., MacAskill M.R., Höchenberger R., Sogo H., Kastman E., Lin-deløv J. PsychoPy2: experiments in behavior made easy // Behavior Research Methods. 2019. 51. 195–203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y.
Schloss K.B., Palmer S.E. An ecological valence theory of human color preferences // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2010. 107(19). 8877–8882. https://doi.org/10.1073/pnas.0906172107.
Tikhomirov O.K., Vinogradov Y.E. Emotions in the function of heuristics // Soviet Psychology, 1970. 8(3-4). 198–223. https://doi.org/10.2753/RPO1061-0405080304198.
Turnbull O.H., Bowman C.H., Shanker S., Davies J.L. Emotion-based learning: insights from the Iowa Gambling Task // Frontiers in Psychology. 2014. 5. 162. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00162.
Spiridonov V., Loginov N., Ardislamov V. Dissociation between the subjective experience of insight and performance in the CRA paradigm // Journal of Cognitive Psychology. 2021. 33(6-7). 685–699. https://doi.org/10.1080/20445911.2021.1900198.
Wieth M., Burns B.D. Incentives improve performance on both incremental and insight problem solving // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2006. 59(8). 1378–1394. https://doi.org/10.1080/17470210500234026.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Александра Чистопольская, Игорь Макаров, Сергей Коровкин
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.