Подростки и пандемия: профиль самостоятельности

Авторы

  • Татьяна Шинина
  • Инна Морозова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.111

Ключевые слова:

личностный потенциал, профиль самостоятельности, автономия, подростковый возраст, пандемия, коронавирус, COVID-19

Аннотация

Представлены результаты исследования самостоятельности подростков на начальной стадии пандемии COVID-19 до введения карантинных мер. Было проведено онлайн-исследование на базе цифровой платформы «Конструктор жизни» (https://www.constructorlife.ru/), направленное на оценку уровня самостоятельности студентов первых курсов средних профессиональных образовательных организаций девяти городов России. В исследовании приняли участие 1044 респондента в возрасте 15-18 лет (средний возраст М=16,6, SD=0,80). Методический комплекс состоял из социально-демографического опросника, теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, опросника самоорганизации деятельности(ОСД) Е.Ю. Мандриковой, теста жизнестойкостивадаптацииД.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, опросника временной перспективы Зимбардо, шкалы толерантности к неопределённости Мак­Лейнав адаптации Е.Г. Луковицкой, опросника «Оценка готовности подростков к самостоятельной жизни» Т.В. Шининой, О.В. Митиной, а также графической методики «Траектория» Д.А. Леонтьева, А.Е.Миюзовой. Было выявлено, что уровень готовности к самостоятельной жизни у всех респондентов –вышесреднего. Были выявлены значимые связи между профилем самостоятельности и социально-демографическими характеристиками.Наибольшее статистическое значение разницы между группами выявлено по субшкале «Настойчивость» методики «Самоорганизация деятельности». Самый высокий уровень настойчивости выявлен у респондентов из малых городов, что свидетельствует о склонности участников к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности. Были найдены самые невостребованные жизненные траектории (по графической методике «Траектория») ими стали графические сценарии, связанные с регрессом и восприятием ситуации как тупиковой. На наш взгляд, это свидетельствует о стремлении участников к саморазвитию на данном этапе и видением позитивного будущего. По итогам проведенного исследования был составлен профиль самостоятельности респондентов по разным жизненным сферам. Мы предполагаем, что данный профиль может быть полезным инструментом для специалистов помогающих профессий в работе с подростками и дляруководителей СПО для осознанного подхода к разработке учебно-воспитательной стратегии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Татьяна Шинина

Шинина Татьяна Валерьевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры нейрои патопсихологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, д. 29, 127051 Москва, Россия. E-mail: shininatv78@gmail.com

Инна Морозова

Морозова Инна Григорьевна. Старший преподаватель факультета психологии, Российский государственный социальный университет, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, 129226 Москва, Россия. E-mail: inna.opinion@gmail.com

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Abul'khanova-Slavskaya K.A. O putyakh postroeniya tipologii lichnosti. Psikhologicheskii zhur-nal, 1983, T-4, No. 1. (In Russian)

Arnett J.J., Tanner J.L. The emergence of emerging adulthood: The new life stage between adoles-cence and young adulthood. Routledge handbook of youth and young adulthood, 2016, 50–56.

Asmolov A.G., Shekhter E.D., Chernorizov A.M. Preadaptatsiya k neopredelennosti kak strategiya navigatsii razvivayushchikhsya system: marshruty evolyutsii. Voprosy psikhologii, 2017, No. 4, 3–26. (In Russian)

Asmolov A.G., Gusel'tseva M.S. Generirovanie vozmozhnostei: ot chelovecheskogo kapitala – k che-lovecheskomu potentsialu. Obrazovatel'naya politika, 2019, No.4 (80). 6-17. (In Russian)

Converse P.D., Beverage M.S., Vaghef K., Moore L.S. Self-control over time: Implications for work, relationship, and well-being outcomes. Journal of Research in Personality, 2018, 73, 82–92. doi: 10.1016/j.jrp.2017.11.002 16.

Enikolopov S.N., Boĭko O.M., Medvedeva T.I., Vorontsova O.Yu., Kaz'mina O.Yu. Dinamika psikhologicheskikh reaktsiĭ na nachal'nom etape pandemii COVID-19. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2020, T-12, No. 2, 108–126. DOI:10.17759/psyedu.2020120207. (In Russian)

Henry J. Positive and creative organization. In: A. Linley, S. Joseph (Eds). Positive Psychology in Practice, 2004, 269–286.

IBM SPSS Statistics for Windows, Ver. 21.0. 2012. Chicago: SPSS Inc.

Leont’ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO). 2-e izd. M.: Smysl, 2000. (In Russian)

Leont'ev D.A., Miyuzova A.E. Lichnostnye izmeneniya kak rezul'tat zhiznetvorcheskoi raboty // Kon-sul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2016. T. 24. No.1. 44—63. doi:10.17759/cpp.20162401004. (In Russian)

Leont’ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoikosti. Metodicheskoe rukovodstvo po novoi metodike psikhologicheskoi diagnostiki lichnosti s shirokoi oblast’yu primeneniya. Prednaznachaetsya dlya professional’nykh psikhologov-issledovatelei I praktikov. M.: Smysl, 2006. (In Russian)

Lim M. Achieving Resilience during COVID-19: Psycho-social risk and protective factors amidst a pandemic in adolescents’. Oxford ARC study, Mental health research matters, 2020. http://mentalhealthresearchmatters.org.uk/achieving-resilience-during-covid-19-psycho-social-risk-protective-factors-amidst-a-pandemic-in-adolescents/.

Lukovitskaya E.G. Sotsial'no-psikhologicheskoe znachenie tolerantnosti k neopredelennosti. Disser-tatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. 1998. - 173. (In Russian)

Mandrikova E.Yu. Lichnostnyi potentsial v organizatsionnom kontekste. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika, 2011, 469–490. (In Russian)

Mandrikova E.Yu. Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel'nosti (OSD). Psikhologicheskaya diagnostika, 2010, No. 2. 87 - 111. (In Russian)

Osnitskii A.K. Psikhologiya samostoyatel'nosti. Metody issledovaniya i diagnostiki. – Moskva-Nal'chik: Izdatel'skii tsentr «El'-Fa», 1996. (In Russian)

Polivanova K.N. Detstvo v menyayushchemsya mire. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologi-ya, 2016, No. 2, 5–10. DOI:10.17759/jmfp.2016050201. (In Russian)

Polivanova K.N., Bochaver A.A., Pavlenko K.V. Razvitie povedencheskoi avtonomii podrostkov i roditel'skii kontrol' na primere nezavisimykh peremeshcheniĭ po gorodu. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2020, No. 4, 45–55. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090404. (In Russian)

Rasskazova E.I., Leont'ev D.A., Lebedeva A.A. Pandemiya kak vyzov sub'ektivnomu blagopoluchi-yu: trevoga i sovladanie // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2020. T. 28. No. 2. 90–108. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205. (In Russian)

Syrtsova A., Mitina O.V. Vozrastnaya dinamika vremennykh orientatsii lichnosti // Voprosy psikhologii. 2008. No. 2. (In Russian)

Shakirova A.T., Koibagarova A.A., Osmonaliev M.K., Akhmedov M.T., Ibraimova A.Dzh. Vliyanie COVID-19 na psikhologicheskoe sostoyanie lyudei // Evraziiskii Soyuz Uchenykh. 2020. No. 10-3 (79). (In Russian)

Shinina T.V., Mitina O.V. Design and Validation of the «Adolescents’ Readiness for Independent Liv-ing» Questionnaire: Assessment and Development of Life Skills. Psikhologicheskaya nauka i obra-zovanie [Psychological Science and Education], 2019, 24 (1), 50–68. doi:10.17759/pse.2019240104.

Sun S., Goldberg S., Qiao S., Lin D., Operario D. Psychiatric symptoms, risk, and protective factors among university students in quarantine during the COVID-19 pandemic in China. Global Health, 2020, 15.

Число просмотров

Просмотров: 78

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Шинина, Т., & Морозова, И. (2021). Подростки и пандемия: профиль самостоятельности. Психологические исследования, 14(80). https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.111

Выпуск

Раздел

Статьи