Валидизация русскоязычной версии «Новой шкалы монетарного поведения» А. Фернема, С. Гровера (ШМП)
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v15i85.1272Ключевые слова:
монетарное поведение, отношение к деньгам, шкала монетарного поведения, валидизацияАннотация
Статья посвящена проверке психометрических характеристик русскоязычной версии методики «Новой шкалы монетарного поведения» (A new money behavior quiz). Данная методика измеряет четыре варианта отношения к деньгам: «Финансовая одержимость», «Значимость денег для уважения в обществе», «Использование денег как инструмента влияния» и «Финансовая тревожность». Выборка включала 2994 взрослых россиян (1511 (50,5%) – мужчины, 1483 (49,5%) – женщины; Mвозр = 40,5; SD = 10,5), данные были собраны в ходе онлайн-опроса в декабре 2020 г. Для подтверждения факторной структуры опросника проводился конфирматорный факторный анализ в программе Amos v.25 для шести- и четырехфакторных решений. Четырехфакторная модель продемонстрировала наиболее высокие показатели пригодности. Надежность измерялась с помощью омеги Макдональда, продемонстрировала высокую степень внутренней согласованности. Проверка на валидность осуществлялась на выборке из 500 человек. Высокие корреляции со шкалами опросника монетарных аттитюдов Б. и Т. Клонц подтвердили конструктную валидность. Таким образом, русскоязычная версия опросника «Новая шкала монетарного поведения» может считаться надежным и валидным инструментом для оценки отношения к деньгам.
Скачивания
Литература
Bayazitova D.A., Lapshova T.A. Adaptaciya oprosnika monetarnyh attityudov B. i T. Klonc na russ-ko-yazychnoj vyborke. Peterburgskij psihologicheskij zhurnal, 2017, 19, 112–132. (in Russian)
Carter T.J. The Psychological Science of Spending Money. In: E. Bijleveld, H. Aarts (Eds.), The Psychological Science of Money. New York: Springer, 2014.
Dejneka O.S. Ekonomicheskaya psihologiya: Uchebnoe posobie. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. uni-versitet, 2000. (in Russian)
Dittmar H., Pepper L. To have is to be: Materialism and person perception in working-class and mid-dle-class British adolescents. Journal of Economic Psychology, 1994, 15(2), 233–251. https://doi.org/10.1016/0167-4870(94)90002-7.
Filinkova E.B. Den'gi kak faktor vozniknoveniya psihologicheskih problem u bogatyh. Social'naya psihologiya i obshchestvo, 2019, 10(3), 100–117. doi:10.17759/sps.2019100307 (In Russian)
Furnham A. Many sides of the coin: The psychology of money usage. Personality and Individual Dif-ferences, 1984, 5, 501–509. https://doi.org/10.1016/0191-8869(84)90025-4.
Furnham A., Wilson E., Telford K. The meaning of money: The validation of a short money-types measure. Personality and Individual Differences, 2012, 52, 707–711. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.12.020.
Furnham A., Grover S. A new money behavior quiz. Journal of Individual Differences, 2020, 41(1), 17–29. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000299.
Grable J. Financial Anxiety, Physiological Arousal, and Planning Intention. Journal of Financial Therapy, 2014, 5, 1–18.
Jones S.M.W., Cross-sectional association of financial anxiety, medical conditions and preferences for financial interventions. Journal of Behavioral and Experimental Finance, 2021, 30, 100473. https://doi.org/10.1016/j.jbef.2021.100473.
Klontz B., Britt S.L., Mentzer J., Klontz T. Money beliefs and financial behaviors: Development of the Klontz Money Script Inventory. Journal of Financial Therapy, 2011, 2(1), 1–22. https://doi.org/10.4148/jft.v2i1.451.
Lay A., Furnham A. A new money attitudes questionnaire. European Journal of Psychological As-sessment, 2018, 35(6), 813–822. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000474.
Mead N.L., Baumeister R.F., Stillman T.F., Rawn C.D., Vohs K.D. Social exclusion causes people to spend and consume in the service of affiliation. Journal of Consumer Research, 2011, 37, 902–919.
Mead N.L., Stuppy A. Two Sides of the Same Coin: Money Can Promote and Hinder Interpersonal Processes. In: E. Bijleveld, H. Aarts (Eds.), The Psychological Science of Money. New York: Springer, 2014, 243–262.
Moller A.C., Deci E.L. The Psychology of Getting Paid: An Integrated Perspective. In: E. Bijleveld, H. Aarts (Eds.), The Psychological Science of Money. New York: Springer, 2014, 189–211. https://doi.org/10.1007/978-1-4939-0959-9_9.
Moscovici S. Den'gi kak strast' i kak predstavlenie. In: Mashina, tvoryashchaya bogov. Moscow, 1998, 363−420. (in Russian)
Richins M.L, Dawson S. Consumer values orientation for materialism and its measurement: Scale de-velopment and validation. Journal of Consumer Research, 1992, 19, 303–316.
Tang, T.L.P. The meaning of money revisited. Journal of Organizational Behavior, 1992, 13, 197–202. https://doi.org/10.1002/job.4030130209.
Tang T.L.P. The development of a short money ethic scale: Attitudes toward money and pay satisfac-tion revisited. Personality and Individual Differences, 1995, 19, 809–816. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(95)00133-6.
Tatarko A.N. Social'nyj kapital kak faktor otnosheniya k den'gam. Psihologicheskij zhurnal, 2012, 33(3), 88−97. (in Russian)
von Stumm S., O’Creevy M.F., Furnham A. Financial capability, money attitudes and socioeconomic status: Risks for experiencing adverse financial events. Personality and Individual Differences, 2013, 54(3), 344–349. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.09.019.
Watson J.J., The relationship of materialism to spending tendencies, saving, and debt, Journal of Eco-nomic Psychology, 2003, 24(6), 723–739. https://doi.org/10.1016/j.joep.2003.06.001.
Yamauchi K.T., Templer D.J. The development of a money attitude scale. Journal of Personality As-sessment, 1982, 46, 522–528. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4605_14.
Zaleskiewicz T., Gasiorowska A., Kesebir P., Luszczynska A., Pyszczynski P. Money and the fear of death: The symbolic power of money as an existential anxiety buffer. Journal of Economic Psycholo-gy, 2013, 36, 55–67.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Тимофей Нестик, Мария Гагарина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.