Удовлетворенность учебной деятельностью и совладающее поведение студентов вуза

Авторы

  • Александр Ряжкин Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1349

Ключевые слова:

удовлетворенность учебной деятельностью, совладающее поведение, копинг, обучение в вузе, субъективное отношение, успешность обучения

Аннотация

Предпринимается попытка решения проблемы определения некоторых психических феноменов, связанных с уровнем успешности обучения студентов в вузе. В качестве индикатора уровня успешности рассматривается характер субъективного отношения студентов к процессу получения профессионального образования, выраженный в удовлетворенности учебной деятельностью. Выдвигается предположение о связи уровня удовлетворенности учебной деятельностью и стратегий совладающего поведения у студентов вуза. Для подтверждения данной гипотезы проведено эмпирическое исследование, цель которого заключается в выявлении и изучении взаимосвязи между компонентами удовлетворенности учебной деятельностью и стратегиями совладающего поведения студентов вуза. Выборку составили 256 студентов из трех разных вузов, обучающиеся по различным профессиональным направлениям и находящиеся на разных курсах. Для сбора данных применялся метод тестирования. Для обработки результатов был использован корреляционный анализ данных. Согласно полученным результатам, с различными компонентами удовлетворенности положительно коррелируют следующие стратегии совладания: «Планирование решения проблем», «Положительная переоценка», «Поиск социальной поддержки», «Самоконтроль». Стратегии совладания «Принятие ответственности» и «Бегство-избегание» отрицательно связаны с уровнем удовлетворенности бытовыми условиями студента. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу. При этом важно заметить, что сила полученных корреляций не обладает высоким уровнем. Данный факт объясняется тем, что совладающее поведение является широким понятием, выходящим за рамки учебной деятельности в вузе, а студент, успешно справляющийся с трудностями с других сферах своей жизни, может быть неспособным сделать это в рамках учебы. Тем не менее, усилия учащихся в данном контексте нельзя недооценивать. Проведенное исследование позволяет изучить структуру взаимосвязей между изучаемыми феноменами, а результаты могут использоваться для оптимизации учебного процесса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Александр Ряжкин, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, факультет психологии и педагогики института образования и практической психологии, Челябинский государственный университет, ул. Ворошилова, д. 4, 454014 Челябинск, Россия.

Литература

Aseev V.G. Teoreticheskie aspekty problemy adaptatsii. In: Adaptatsiya uchashchikhsya i molodezhi k trudovoi i uchebnoi deyatel'nosti. Irkutsk. 1986. pp. 3–17. (In Russian)

Birina O.V. Ponyatie uspeshnosti obucheniya v sovremennykh pedagogicheskikh i psikholoicheskikh teoriyakh. Fundamental'nye issledovaniya, 2014, No. 8, 438–443. (In Russian)

Brovkin A.V. Problemy sovremennoi rossiiskoi sistemy vysshego obrazovaniya i puti ikh resheniya v interesakh vsekh uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa: chast' 1. Sovremennoe obrazovanie. 2018, 1, 1–10. doi: 10.25136/2409-8736.2018.1.25053 (In Russian)

Ermakova E.S., Tatishcheva V.Yu. Sovladayushchee povedenie i lichnostnye kharakteristiki studen-tov tekhnicheskogo vuza. In: Molodye uchenye v reshenii aktual'nykh problem nauki,

Ionina O.S. Psikhologicheskie osnovy akademicheskoi uspeshnosti studentov. Nauchnyi poisk: vest-nik kafedry pedagogiki i psikhologii, 2013, No. 2, vestnikkaf.esrae.ru/2-42 (In Russian)

Kapustina T.V., Goncharova E.M. Otnoshenie studentov k protsessu obucheniya v vuze. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2017, No. 1, 54–56. (In Russian)

Kiyashko M.A. Psikhologicheskoe issledovanie mezhlichnostnykh otnoshenii v studencheskoi gruppe v protsesse uchebno-professional'noi deyatel'nosti. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya, 2017, No. 1, 60–71. (In Russian)

Kryukova T.L. Chelovek kak sub"ekt sovladayushchego povedeniya. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Ser-gienko, T.L. Kryukova (Eds.), Sovladayushchee povedenie. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2008. pp. 55–66. (In Russian)

Kryukova T.L. Chelovek “sovladayushchii”: kachestvo sub"ekta i ego sovladayushchee povedenie. In: A.L. Zhuravlev, E.A. Ser-gienko, T.L. Kryukova (Eds.), Sovladayushchee povedenie. Sovremen-noe sostoyanie i perspektivy. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2008. pp. 257–273. (In Russian)

Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ). Zhurnal prakticheskogo psikhologa, 2007, No. 3, 93–112. (In Russian)

Kulagina I.Yu., Apasova E.V. Razvitie lichnosti pri obuchenii v vuze (sravnitel'noe issledovanie). Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2018, 2, 12–23. doi: 10.17759/chp.2018140202 (In Russian)

Kuftyak E.V. Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom voz-raste. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, No. 2(22), 4. http://psystudy.ru (In Russian)

Makarova M.V. Sovladayushchee povedenie studentov v zavisimosti ot udovletvorennosti psikholog-icheskoi obrazovatel'noi sredoi (na primere FBGOUI VO MGGEU). Psikholog, 2015, 3, 102–125. doi: 10.7256/2409-8701.2015.3.15383 (In Russian)

Mamina V.P., Busurina L.Yu., Kubekova A.S. Strategii sovladayushchego povedeniya u studentov s razlichnym urovnem udovletvorennosti zhizn'yu. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2022, 2(151), 235–241. doi: 10.51379/KPJ.2022.152.2.033 (In Russian)

Mamtsov D.A., Sadanova V.N. Vliyanie emotsii na rezul'taty obucheniya. In: Studencheskii nauchnyi forum, Moscow, 2019: Materialy XI Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii. Mos-cow, 2019. https://scienceforum.ru/2019/article/2018015309 (In Russian)

Mishchenko L.V. K probleme diagnostiki otnosheniya studentov k uchebnoi deyatel'nosti. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya, 2007, No. 3, 122–128. (In Russian)

Rakhmanin V.S. Nekotorye metodologicheskie problemy vysshego obrazovaniya. Vestnik Voro-nezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya, 2022, No. 1, 10–16. (In Russian)

Ryazhkin A.O. Tsennostno-smyslovaya sfera studentov s razlichnym urovnem uspeshnosti uchebnoi deyatel'nosti v vuze. Chelovecheskii kapital, 2019, 9, 147–154. doi: 10.25629/HC.2019.09.16 (In Russian)

Sergienko E.A. Sub"ektnaya regulyatsiya sovladayushchego povedeniya In: A.L. Zhuravlev, E.A. Sergienko, T.L. Kryukova (Eds.), Sovladayushchee povedenie. Sovremennoe sostoyanie i perspek-tivy. Moskva: Institut psikhologii RAN, 2008, 67–84. (In Russian)

Vasil'eva A.S. Teoreticheskie podkhody k ponyatiyu akademicheskoi uspeshnosti studentov. Eko-nomika i sotsium, 2017, No. 1(32), https://readera.org/140121861 (In Russian)

Vasserman L.I., Iovlev B.V., Isaeva E.R., Trifonova E.A., Shchelkova O.Yu., Novozhilova M.Yu., Vuks A.Ya. Metodika dlya psikhologicheskoi diagnostiki sposobov sovladaniya so stressovymi i problemnymi dlya lichnosti situatsiyami. St. Petersburg: St. Petersburg NIPNI im. V.M. Bekhtereva, 2009. (In Russian)

Velichkovskaya S.B. Psikhologicheskie trudnosti studentov v uchebnom protsesse i vozmozhnosti iz preodoleniya. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018, No. 2, 212–224. (In Rus-sian)

Vladikavkaz, 2014: materialy V mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Vladikavkaz: Severo-Osetinskii gosudarstvennyi universitet im. K.L. Khetagurova, 2014. pp. 521–525. (In Rus-sian)

Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.

Число просмотров

Просмотров: 236

Опубликован

28.02.2023

Как цитировать

Ряжкин, А. (2023). Удовлетворенность учебной деятельностью и совладающее поведение студентов вуза . Психологические исследования, 16(87), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v16i87.1349

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования