Персональные концепции безопасности студентов экономического профиля: содержание и связь с идентичностью

Авторы

  • Валерий Тылец Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
  • Татьяна Краснянская Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
  • Ирина Колиниченко Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i89.1387

Ключевые слова:

персональные концепции безопасности, имплицитная концепция, безопасность, идентичность, ассоциация, стимул, Я-концепция

Аннотация

В обществе сохраняется потребность снижения виктимности и повышения эффективности человека в различных аспектах жизни. Ее удовлетворение авторы связывают с изучением персональных концепций безопасности субъектов. Профессиональная сфера как одна из наиболее уязвимых, с точки зрения безопасности, задает важнейший параметр изучения персональных концепций безопасности. Под персональными концепциями безопасности в статье понимаются ментальные конструкции, интегрирующие субъектные представления, ценностные смыслы, интересы, намерения и т.п. психические явления, выражающие субъектную позицию и задающие возможный вектор активности их носителя в сфере безопасности. Целью представленного исследования было выявление особенностей персональных концепций безопасности и их связи с идентичностью у студентов экономического профиля подготовки. Использовались ассоциативный эксперимент и модифицированная методика «Кто Я?». Респондентами выступили 103 студента университетов России в возрасте от 17 до 23 лет. Персональные концепции безопасности выстраиваются респондентами с использованием схожих (идентичных или полярных по модальности) категорий: «правильные/неправильные действия», «хорошие/плохие люди», «позитивная/негативная реальность», «плохой итог», «субъектные характеристики». При построении персональных концепций безопасности ведущим является использование ресурсного измерения, концепции опасности – темпорального измерения. Сфера применения частных концепций безопасности оказывается вторичной. Структура персональных концепций связана со сформированностью разных групп категорий персональной и социальной идентичности. Понимание особенностей построения персональных концепций безопасности субъектами является источником интерпретации поведенческих нарушений в сфере безопасности и вероятностного прогнозирования их активности в условиях, релевантных опасности/безопасности. Учет при этом состояния персональной и социальной идентичности может способствовать построению эффективной деятельности психолога по своевременному диагностированию и сдерживанию различных процессов маргинализации личности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Валерий Тылец, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), ул. Остоженка, 38, стр.1, 119034, Москва, Россия

Татьяна Краснянская, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет (АНО ВО МосГУ), ул. Юности, 5, 111395, Москва, Россия.

Ирина Колиниченко, Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы, Пятигорский государственный университет (ФГБОУ ВО «ПГУ»), ул. Калинина, 9, 357532, Пятигорск, Россия.

Литература

Barshak S.I., Galaktionova N.M., Gushchin V.I., Zholin-skij A.V., Igolkina A.E., Mitin I.N., Naza-rov K.S., Ogannisyan M.G., Feshchenko V.S., Yadgarov M.YA. Lechebnaya fizkul'tura i sportivna-ya medicina, 2020. No. 3 (157), pp. 16–24. (In Russian)

Chibisova O.S. Ezhekvartal'nyj recenziruemyj, referiruemyj nauchnyj zhurnal «Vestnik AGU». 3(183), 2016, pp. 147–153. http://vestnik.adygnet.ru/files/2016.3/4427/147-153.pdf (In Russian)

Fedorov A.F., Suslov Yu.E. Vestnik Permskogo instituta FSIN Rossii, 2022. No. 3 (46), pp. 113–119. DOI: 10.34988/2226-2326.2022.45.3.016 (In Russian)

Gong Z., Yang J., Gilal F.G., Van Swol L.M., Yin K. Repairing Police Psychological Safety: The Role of Career Adaptability, Feedback Environment, and Goal-Self Concordance Based on the Con-servation of Resources Theory. SAGE Open, 2020. 10 (2). DOI: 10.1177/2158244020919510

Hashchenko V.A. Psihologicheskij zhurnal, 2004, 25(5), pp. 32–49. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html (In Russian)

Hohlova A.P. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2022. No. 7 (99), pp. 42–47. DOI: 10.24158/fik.2022.7.6 (In Russian)

Klimov E.A. Psihologiya professionala: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD-EK», 2003. 456.

Kolinichenko I.A. Lichnost' kak sub"ekt upravlencheskoj deyatel'no-sti. Posvyashchen 80-letiyu Py-atigorskogo gosudarstvennogo universiteta. Pyatigorsk, 2019, pp. 130-136. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37616610&selid=37629677 (In Russian)

Kolinichenko I.A., Basanova E.E. Psihologiya obucheniya, 2021. No. 3. pp. 21–32. (In Russian)

Kolinichenko, I.A., Nikulina S.A., Basanova E.E., Kosenko O.Y., Asrieva E.N. Perspectives on the use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy (Pyati-gorsk, Russia, February 1, 2018), vol. 726, https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-90835-9_125

Kornilova A.A. Psihologiya, sociologiya i pedagogika, 2012, No. 5. http://psychology.snauka.ru/2012/05/637 (In Russian)

Koryagina I.I., Maralov V.G., Sitarov V.A. Obrazovanie i nauka, 2022, No. 3(24), pp. 158–183. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-3-158-183 (In Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G. Nauchnye trudy MosGU, 2022. No. 4, pp. 4–9. DOI: 10.17805/trudy.2022.4.1 (In Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G. Seriya E: Pedagogicheskie nauki, 2018. No. 7, pp. 69–74. https://elibrary.ru/download/elibrary_35450782_36596200.pdf (In Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G. Vesnіk Magіlyoўskaga dzyarzhaўnaga ўnіversіteta іmya A.A. Kul-yashova. Se-ryya C. Psіholaga-pedagagіchnyya navukі: pedagogіka, psіhalogіya, metodyka, 2016. No. 1 (47), pp. 37–43. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25656997 (In Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G., Iohvidov V.V. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal, 2018. Vol. 12, No. 6, pp. 826–835. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(6).826-835 URL: http://cj.bgu.ru (In Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylec V.G., Iohvidov V.V. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2022, No. 4, pp. 246–257. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.21 (In Russian)

Okeanskaya Zh.L., Lobova A.A., Rasulova K.N. Pozharnaya i avarijnaya bezopasnost', 2021, No. 4 (23), pp. 20–27. EDN GVGOJO. (In Russian)

Rikel' A.M. Psihologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn, 2011. No. 2 (16). http://psystudy.ru (In Russian)

Smyk Yu.V., Kachimskaya A.YU., Gordienko V.N. Integraciya obrazovaniya, 2022. Vol. 26, No. 3 (108), 503–517. DOI: 10.15507/1991-9468.108.026.202203.503-517 (In Russian)

Tolmachyova L.V. Pedagogicheskoe proektirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v tekhnicheskom vuze. Taganrog, El'Direkt - IP SHkurkin D.V. (DirektSajns), 2022 (In Russian)

Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M. Pznanie. Ponimanie. Umenie, 2022. No. 2, pp. 263–270. DOI: 10.17805/zpu.2022.2.19 (In Russian)

Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya mi-grantov v sovremen-nom mire. Materialy 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii (Penza, 27-28 marta 2020 g.). Otv. red. V.V. Konstantinov. Penza: Izd-vo «Pero» (Moskva), 2020. pp. 217-225. https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/materialy_konferencii_spamvsm_2020_itog.pdf (In Russian)

Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M., Iohvidov V.V. Gumanizaciya obrazovaniya, 2022. No. 1, pp. 129–144. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10222 (In Russian)

Tylec V.G., Krasnyanskaya T.M., Iohvidov V.V. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2023. 1(846), pp. 79–85. DOI: 10.52070/2500-3488_2023_1_846_79 (In Russian)

Ulybina E.V. Psihologicheskie issledovaniya: elektronnyj nauchnyj zhurnal, 2012, 5(23). http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/682-ulybina23.html (In Russian)

Vakarina E.A., Emel'yanova A.D. Lichnost' v menya-yushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvi-tie, 2022. Vol. 10, No. 4(39), pp. 371–382. DOI: 10.23888/humJ2022104371-382 (In Russian)

Zueva E.G., Sharanov Yu.A. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh orga-nah, 2022. Vol. 27, No. 2 (89), pp. 126–133. DOI: 10.24412/1999-6241-2022-289-126-133 (In Russian)

Prykhodko I. The model of psychological safety of a soldiers personality. Current Issues in Personali-ty Psychology, 2022. Vol. 10, 2, pp. 112–122. DOI: 10.5114/cipp.2021.108684

Prykhodko I.I., Bielai S.V., Hrynzovskyi A.M., Zhelaho A.М., Hodlevskyi S.O., Kalashchenko S.I. Medical and psychological aspects of safety and adaptation of military personnel to extreme condi-tions. Wiadomości Lekarskie, 2020. 73. pp. 679–683. DOI: 10.36740/WLek202004110

Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. In: S. Worchel, W.G. Austin (Eds.), Psychology of intergroup relations. Chicago. Nelson Hall, 1986. https://www.demenzemedicinagenerale.net/images/mens-sana/Tajfel_e_Turner__Social_Identity_Theory.pdf

Число просмотров

Просмотров: 243

Опубликован

24.07.2023

Как цитировать

Тылец, В., Краснянская, Т., & Колиниченко, И. (2023). Персональные концепции безопасности студентов экономического профиля: содержание и связь с идентичностью. Психологические исследования, 16(89), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v16i89.1387

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования