Персональные концепции безопасности студентов экономического профиля: содержание и связь с идентичностью

Авторы

  • Валерий Тылец Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
  • Татьяна Краснянская Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
  • Ирина Колиниченко Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i89.1387

Аннотация

В обществе сохраняется потребность снижения виктимности и повышения эффективности человека в различных аспектах жизни. Ее удовлетворение авторы связывают с изучением персональных концепций безопасности субъектов. Профессиональная сфера как одна из наиболее уязвимых, с точки зрения безопасности, задает важнейший параметр изучения персональных концепций безопасности. Под персональными концепциями безопасности в статье понимаются ментальные конструкции, интегрирующие субъектные представления, ценностные смыслы, интересы, намерения и т.п. психические явления, выражающие субъектную позицию и задающие возможный вектор активности их носителя в сфере безопасности. Целью представленного исследования было выявление особенностей персональных концепций безопасности и их связи с идентичностью у студентов экономического профиля подготовки. Использовались ассоциативный эксперимент и модифицированная методика «Кто Я?». Респондентами выступили 103 студента университетов России в возрасте от 17 до 23 лет. Персональные концепции безопасности выстраиваются респондентами с использованием схожих (идентичных или полярных по модальности) категорий: «правильные/неправильные действия», «хорошие/плохие люди», «позитивная/негативная реальность», «плохой итог», «субъектные характеристики». При построении персональных концепций безопасности ведущим является использование ресурсного измерения, концепции опасности – темпорального измерения. Сфера применения частных концепций безопасности оказывается вторичной. Структура персональных концепций связана со сформированностью разных групп категорий персональной и социальной идентичности. Понимание особенностей построения персональных концепций безопасности субъектами является источником интерпретации поведенческих нарушений в сфере безопасности и вероятностного прогнозирования их активности в условиях, релевантных опасности/безопасности. Учет при этом состояния персональной и социальной идентичности может способствовать построению эффективной деятельности психолога по своевременному диагностированию и сдерживанию различных процессов маргинализации личности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биографии авторов

  • Валерий Тылец, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия
    Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), ул. Остоженка, 38, стр.1, 119034, Москва, Россия
  • Татьяна Краснянская, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
    Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет (АНО ВО МосГУ), ул. Юности, 5, 111395, Москва, Россия.
  • Ирина Колиниченко, Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
    Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы, Пятигорский государственный университет (ФГБОУ ВО «ПГУ»), ул. Калинина, 9, 357532, Пятигорск, Россия.

Опубликован

24.07.2023

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Как цитировать

Тылец, В., Краснянская, Т., & Колиниченко, И. (2023). Персональные концепции безопасности студентов экономического профиля: содержание и связь с идентичностью. Психологические исследования, 16(89), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v16i89.1387