Призраки прошлого: когнитивная загрузка, долговременная память и метакогниции в оценке временных интервалов

Авторы

  • Владлен Ардисламов Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
  • Алмара Кулиева Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
  • Диана Шахова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i90.1433

Ключевые слова:

модель контекстуальных изменений, ретроспективная оценка времени, долговременная память, внимание, метакогниции

Аннотация

Исследование посвящено ретроспективной оценке временных интервалов. Теория контекстуальных изменений утверждает, что в оценке длительности отрезка времени в прошлом участвуют как внимание, так и долговременная память. Однако, одни и те же воздействия на испытуемых в экспериментальных условиях могут приводить к противоположным эффектам. Зондовая задача может и поглощать ресурс внимания, и создавать больше коротких запоминаемых событий. Первое должно приводить к уменьшению оценки интервала, второе – к увеличению. Прогнозы этой модели не подтвердились в мета-анализе ее автора, а также в нескольких исследованиях с продолжительными (9-58 мин) интервалами. Мы провели эксперимент (N = 92), пытаясь установить роль ресурса внимания и долговременной памяти в оценке продолжительных временных интервалов. Результаты исследования не показали связи оценки времени ни с когнитивной загрузкой, ни с количеством запомненных событий. Однако, был проведен апостериорный анализ данных, вдохновленный теорией метакогнитивной оценки течения времени, впервые опубликованной в 2022 году. Результаты апостериорного анализа показали наличие связи между оценкой времени и расхождением между запомненными событиями и кажущимся количеством событий (метакогнитивный компонент). На основании этих данных выдвигается модель метакогнитивной оценки временных интервалов и предлагаются дальнейшие исследования, необходимые для ее проверки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Владлен Ардисламов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Старший преподаватель, младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований кафедры общей психологии факультета психологии ИОН РАНХиГС (Россия, Москва, 119571, Проспект Вернадского, 84, корпус 3, 24 этаж, ауд. 2402)

Алмара Кулиева, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

К.п.н., старший преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ИОН РАНХиГС (Россия, Москва, 119571, Проспект Вернадского, 84, корпус 3, 24 этаж, ауд. 2402)

Диана Шахова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Студентка специалитета факультета психологии ИОН РАНХиГС (Россия, Москва, 119571, Проспект Вернадского, 84, корпус 3)

Литература

Allman, M.J., Teki, S., Griffiths, T.D., & Meck, W.H. (2014). Properties of the internal clock: first-and second-order principles of subjective time. Annual review of psychology, 65(1), 743-771.

Block, R.A., & Gruber, R.P. (2014). Time perception, attention, and memory: a selective review. Acta psychologica, 149, 129-133.

Block, R.A., Hancock, P.A., & Zakay, D. (2010). How cognitive load affects duration judgments: A meta-analytic review. Acta psychologica, 134(3), 330-343.

Block, R.A., & Zakay, D. (1996). Models of psychological time revisited. Time and mind, 33(9), 171-195.

Brown, S.W. (1990). Attentional resources in timing: Interference effects in concurrent temporal and nontemporal working memory tasks. Perception & Psychophysics, 59, 1118–1140.

Chaston, A., Kingstone, A. (2004) Time estimation: The effect of cortically mediated attention. Brain & Cognition, 55(1), 286–289.

Church, R.M., & Broadbent, H.A. (1990). Alternative representations of time, number, and rate. Cognition, 37(1-2), 55-81.

Creelman, C.D. (1962). Human discrimination of auditory duration. The Journal of the Acoustical Society of America, 34(5), 582-593.

Droit-Volet, S., & Wearden, J. (2016). Passage of time judgments are not duration judgments: Evi-dence from a study using experience sampling methodology. Frontiers in psychology, 7, 176.

Frangou, S.M., Ruokamo, H., Parviainen, T., & Wikgren, J. (2018). Can you put your finger on it? The effects of writing modality on Finnish students’ recollection. Writing Systems Research, 10(2), 82-94.

Gibbon, J. (1992). Ubiquity of scalar timing with a Poisson clock. Journal of mathematical psychol-ogy, 36(2), 283-293.

Glass, G.V., Peckham, P.D., & Sanders, J.R. (1972). Consequences of failure to meet assumptions underlying the fixed effects analyses of variance and covariance. Review of educational research, 42(3), 237-288.

Harwell, M.R., Rubinstein, E.N., Hayes, W.S., & Olds, C.C. (1992). Summarizing Monte Carlo re-sults in methodological research: The one-and two-factor fixed effects ANOVA cases. Journal of ed-ucational statistics, 17(4), 315-339.

Jones, M.R., & Boltz, M. (1989). Dynamic attending and responses to time. Psychological review, 96(3), 459.

Kaju, A., & Maglio, S.J. (2022). Yesterday’s great expectations: Metamemory and retrospective sub-jective duration. Journal of Experimental Social Psychology, 98, 104242.

Large, E.W., & Jones, M.R. (1999). The dynamics of attending: How people track time-varying events. Psychological review, 106(1), 119.

Lee, B.J. (2021). Comparing factual recall of tapped vs. handwritten text. Acta Psychologica, 212, 103221.

Lix, L.M., Keselman, J.C., & Keselman, H.J. (1996). Consequences of assumption violations revisit-ed: A quantitative review of alternatives to the one-way analysis of variance F test. Review of educa-tional research, 66(4), 579-619.

Mangen, A., Anda, L.G., Oxborough, G.H., & Brřnnick, K. (2015). Handwriting versus keyboard writing: effect on word recall. Journal of writing research, 7(2), 227-247.

Mogilner, C., Hershfield, H.E., & Aaker, J. (2018). Rethinking time: Implications for well‐being. Consumer Psychology Review, 1(1), 41-53.

Molet, M., Alessandri, J., & Zentall, T.R. (2011). Subjective time: cognitive and physical secondary tasks affect timing differently. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 64(7), 1344-1353.

Mueller, P.A., & Oppenheimer, D.M. (2014). The pen is mightier than the keyboard: Advantages of longhand over laptop note taking. Psychological science, 25(6), 1159-1168.

Ogden, R.S., Wearden, J.H., Gallagher, D.T., & Montgomery, C. (2011). The effect of alcohol ad-ministration on human timing: a comparison of prospective timing, retrospective timing and passage of time judgements. Acta psychologica, 138(1), 254-262.

Ornstein, D. (1969). On the existence of stationary optimal strategies. Proceedings of the American Mathematical Society, 20(2), 563-569.

Palin, K., Feit, A.M., Kim, S., Kristensson, P.O., & Oulasvirta, A. (2019, October). How do people type on mobile devices? Observations from a study with 37,000 volunteers. In Proceedings of the 21st International Conference on Human-Computer Interaction with Mobile Devices and Services (pp. 1-12).

Poynter, W.D. (1983). Duration judgment and the segmentation of experience. Memory & Cognition, 11(1), 77-82.

Predebon, J. (1996). The effects of active and passive processing of interval events on prospective and retrospective time estimates. Acta Psychologica, 94(1), 41–58.

Sparrow, B., Liu, J., & Wegner, D.M. (2011). Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fingertips. Science, 333(6043), 776-778.

Taatgen, N. A., Van Rijn, H., & Anderson, J. (2007). An integrated theory of prospective time inter-val estimation: the role of cognition, attention, and learning. Psychological review, 114(3), 577.

Tobin, S., Bisson, N., & Grondin, S. (2010). An ecological approach to prospective and retrospective timing of long durations: a study involving gamers. PloS one, 5(2), e9271.

Tobin, S., & Grondin, S. (2009). Video games and the perception of very long durations by adoles-cents. Computers in Human Behavior, 25(2), 554-559.

Treisman, M. (1963). Temporal discrimination and the indifference interval: Implications for a model of the” internal clock”. Psychological Monographs: General and Applied, 77(13).

Treisman, M., Faulkner, A., Naish, P.L., & Brogan, D. (1990). The internal clock: Evidence for a temporal oscillator underlying time perception with some estimates of its characteristic frequency. Perception, 19(6), 705-742.

Van Rijn, H., Gu, B. M., & Meck, W. H. (2014). Dedicated clock/timing-circuit theories of time per-ception and timed performance. Neurobiology of interval timing, 75-99.

Walker, J.A., Aswad, M., & Lacroix, G. (2022). The impact of cognitive load on prospective and ret-rospective time estimates at long durations: An investigation using a visual and memory search para-digm. Memory & Cognition, 50(4), 837-851.

Wearden, J., O’Donoghue, A., Ogden, R., & Montgomery, C. (2014). 14 Subjective Duration in the Laboratory and the World Outside. Subjective time: The philosophy, psychology, and neuroscience of temporality, 4, 287.

Zakay, D., & Block, R.A. (1996). The role of attention in time estimation processes. In Advances in psychology (Vol. 115, pp. 143-164). North-Holland.

Zakay, D., & Block, R.A. (1997). Temporal cognition. Current directions in psychological science, 6(1), 12-16.

Число просмотров

Просмотров: 301

Опубликован

31.10.2023

Как цитировать

Ардисламов, В., Кулиева, А., & Шахова, Д. (2023). Призраки прошлого: когнитивная загрузка, долговременная память и метакогниции в оценке временных интервалов. Психологические исследования, 16(90), 1. https://doi.org/10.54359/ps.v16i90.1433

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)