Родительские представления о практиках поддержки самоорганизации подростков

Авторы

  • Яна Королева Национальный Исследовательский Институт «Высшая Школа Экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v16i91.1453

Ключевые слова:

самоорганизация, подростки, родительские практики, родительское поведение, родительский контроль

Аннотация

Статья посвящена представлениям современных родителей о собственных практиках поддержки самоорганизации их детей-подростков. Приводятся результаты эмпирического исследования того, как родители рассматривают взаимосвязи применяемых ими родительских практик с развитием самоорганизации и академической успеваемостью подростков. В исследовании приняли участие информанты из 14 семей – родители и их дети-подростки 11-15 лет. В ходе анализа интервью были выявлены и описаны взгляды родителей на родительские практики, а также особенности их выбора (при этом вводится различение гибкого или ригидного репертуара практик). Результаты показали, что родители, сообщающие об умении по-разному реагировать на различные ситуации (то есть о более гибком репертуаре практик), переживают себя как более компетентных, а своих детей воспринимают как более академически успешных и эффективных с точки зрения самоорганизации, тогда как родители с более узким и ригидным репертуаром, применяющие жесткий контроль или непоследовательные в своих практиках, чаще сообщают о своей низкой родительской компетентности и неэффективности своих практик поддержки самоорганизации детей-подростков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Яна Королева, Национальный Исследовательский Институт «Высшая Школа Экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия

Психолог, стажер-исследователь, Национальный Исследовательский Институт «Высшая Школа Экономики» (НИУ ВШЭ), Потаповский переулок, д. 16, стр. 10, 101000, Москва, Россия.

Литература

Affuzo G., Bakkini D., Miranda M.S. The contribution of parental control, self-determination and self-efficacy associated with school to academic achievements. The Journal of Educational Research, 2017, 110(5), 565–574. doi.org/10.1080/00220671.2016.1149795

Bandura A., Barbaranelli S., Caprara G.V., Pastorelli S. Beliefs in self-efficacy as factors determining children's aspirations and career trajectories. Child development, 72(1), 187–206. doi.org/10.1111/1467-8624.00273

Baumeister R. Self-regulation and self-control: Selected works of Roy F. Baumeister. Routledge, 2018.

Brown V., Clark V. The use of thematic analysis in psychology. Qualitative research in psychology, 2006, 3(2), 77–101. doi.org/10.1191/1478088706qp063oa

Cohen A.J., Kerns K.A. Attachment of parents to a child: a meta-analysis of associations with parental behavior in middle childhood and adolescence. Attachment and human development, 2018, 20(4), 378–405.

Cooper H., Lindsay J.J., Nye B. Homework at home: how do differences in the style of students, family and parents affect the process of homework. Modern psychology of education, 2000, 25(4), 464–487. doi.org/10.1006/ceps.1999.1036

El'konin B.D. Sobytie dejstvija (Zametki o razvitii predmetnyh dejstvij II). Kul'turno-istoricheskaja psihologija, 2014, 10(1), 11–19. (In Russian)

Grolnik U.S. The role of parents in promoting autonomous self-regulation of education. Theory and research in education, 2009, 7(2), 164–173. doi.org/10.1177/1477878509104321

Ishkov A.D. Psihicheskaja samoorganizacija. Nacional'nyj issledovatel'skij Moskovskij gosudar-stvennyj stroitel'nyj universitet, 2009. URL: https://mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (In Russian)

Ivanova I.V. Samorazvitie lichnosti podrostkov v processe social'no poleznoj dejatel'nosti. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2019, 4, 15–22. doi.org:10.24411/1813-145X-2019-10447 (In Russian)

Kameneva T.N. Roditel'skie praktiki sovremennyh rossijan. Sem'ja v sovremennom mire. Sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kursk: Kur-skij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2017, 53–56. (In Russian)

Karabanova O.A. Detsko-roditel'skie otnoshenija i vospitanie v sem'e: kross-kul'turnyj aspekt. Sov-remennaja zarubezhnaja psihologija, 2017, 6(2), 15–26. doi.org/10.17759/jmfp.2017060202 (In Rus-sian)

Konopkin O.A. Psihicheskaja samoreguljacija proizvol'noj dejatel'nosti cheloveka (strukturno-funkcional'nyj aspekt). Voprosy psihologii, 1995, 1, 5–12. (In Russian)

Mesurado B., Vidal E.M., Mestre A.L. Negative emotions and behavior: the role of regulatory emo-tional self-efficacy. Journal of Adolescence, 2018, 64, 62–71. doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.01.007

Mora T., Escardibul H.O. Home environment and parents' participation in homework during adoles-cence in Catalonia (Spain). Youth and society, 2018, 50(2), 183–203. doi.org/10.1177/0044118X1562

Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Kondratjuk N.G. Reguljatornye resursy i jemocional'nye sos-tojanija v preodolenii trudnostej samoorganizacii v uslovijah samoizoljacii. National Academy of Psy-chology (NAOP), 2021, 66(3), 280–290. (In Russian)

Petrosjan K.A., Noskova M.V. Psihologicheskie osobennosti lichnostnoĭ samoorganizacii v po-drostkovom vozraste. Aktual'nye voprosy sovremennoj medicinskoĭ nauki i zdravoohranenija: materi-aly VII Mezhdunarodnoĭ nauchno-prakticheskoĭ konferencii molodyh uchënyh i studentov, 2022, 3111–3116. (In Russian)

Popova A.R., Krotova E.S., Mitrofanova O.N. Samoorganizacija i samorazvitie sovremennogo po-drostka. Molodezh' v XXI veke. Materialy IX molodezhnoj nauchnoj konferencii, Vol. 2. Kursk, Universitetskaja kniga, 2019, 153–156. (In Russian)

Rezai S., Purhadi S., Shabahang R. The relationship of perceived parenting styles with the ability to self-control and affective self-regulation in delinquent adolescents. Caspian Journal of Neurological Sciences, 2019, 56–65.

Sturge-Apple M.L., Lee Z., Martin M.J., Jones-Gordils H.R., Davis P.T. The ability of mothers and fathers to self-regulation, dysfunctional attributions and hostile upbringing in early adolescence: a pro-cess-oriented approach. Development and Psychopathology, 2020, 32(1), 229–241. doi.org/10.1017/S0954579418001694

Tsui M., Graber J.A., Metz A., Darling S.A. Parental indulgence, self-regulation and behavioral and emotional problems of young people. Journal of Family Studies, 2019, 25(3), 233–249. doi.org/10.1080/13229400.2016.1237884

Volova M.R. Samoorganizacija uchebnoj dejatel'nosti kak mezhdisciplinarnyj fenomen. Inno-vacionnye tendencii razvitija rossijskoj nauki. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, Vol. II. Krasnojarsk: Krasnojarskij gosudarstvennyj agrarnyj universi-tet, 2019, 140–144. (In Russian)

Wong M.M. Perception of parental participation and support of autonomy: their relationship with self-regulation, academic performance, substance use and resilience of adolescents. North American Jour-nal of Psychology, 2008, 10(3), 1–23.

Wong R.S., Ho F.K., Wong W.H., Tung K.T., Chow S.B., Rao N., Chan K.L., Ip P. Involvement of parents in primary school education: its relationship with children's academic performance and psy-chosocial competence through the involvement of children in school. Journal of Child and Family Re-search, 2018, 27, 1544–1555. doi.org/10.1007/s10826-017-1011-2

Wood D., Bruner J.S., Ross G. The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1976, 17(2), 89–100.

Число просмотров

Просмотров: 115

Опубликован

20.12.2023

Как цитировать

Королева, Я. (2023). Родительские представления о практиках поддержки самоорганизации подростков. Психологические исследования, 16(91), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v16i91.1453

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования