Музыкальность и интеллект как предикторы профессиональной принадлежности участников с разным опытом музыкального обучения
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i94.1575Ключевые слова:
музыкально-образовательная перспектива, флюидный интеллект, кристаллизованный интеллект, музыкальная вовлеченность, музыкальные эмоцииАннотация
Обсуждаются возможности когнитивных и музыкальных характеристик в прогнозе музыкально-образовательной перспективы. Сравниваются три группы участников общей численностью 274 человека: профессиональные музыканты, непрофессионалы в области музыки с опытом музыкального обучения и участники без музыкальной подготовки. У всех из них измеряются флюидный и кристаллизованный интеллект, музыкальные способности по аудио тестам, а также музыкальная вовлеченность и эмоциональная отзывчивость на музыку. Результаты показали, что музыкально-образовательный статус участника предсказывается совместным влиянием когнитивных и музыкальных способностей, а также такими характеристиками музыкального поведения, как музыкальная вовлеченность и музыкальные эмоции. Не было обнаружено различий по уровню общего интеллекта, измеренному с помощью теста Равена, однако по кристаллизованному интеллекту музыканты значимо отставали от немузыкантов. С помощью дискриминантного анализа было выявлено, что группа немузыкантов, имеющая опыт музыкального обучения, негомогенна по своему составу: значительная часть участников по совокупности дискриминантных переменных была идентифицирована как музыканты, другая часть по прогнозу была отнесена к участникам без музыкальной подготовки. Выделенная музыкальная подгруппа немузыкантов (любители) не отличалась от профессиональных музыкантов музыкальными способностями, однако отличалась особенностями мышления, например степенью сформированности системы научных понятий. Показано, что музыкальные любители имеют хороший потенциал для того, чтобы реализоваться в качестве музыкантов, однако особенности их мышления и связанные с этим немузыкальные интересы определяют их дальнейший профессиональный выбор.
Скачивания
Литература
Amthauer R. In: Praktikum po psihologii lichnosti. Saint Petersburg: Piter, 2003. pp. 342–370. (in Russian)
Bodrov V.A. (Ed.) Praktikum po differencial'noj psihodiagnostike professional'noj prigodnosti. Moscow: PRE SE, 2003. (in Russian)
Bonneville-Roussy A., Rentfrow P., Xu K., Potter J. Music through the ages: Trends in musical en-gagement and preferences from adolescence through middle adulthood. Journal of personality and so-cial psychology, 2013, 105(4), 703–717. doi:10.1037/a0033770
Brandler S., Rammsayer T.H. Differences in mental abilities between musicians and non-musicians. Psychology of Music, 2003, 31(2), 123–128. doi:10.1177/0305735603031002290
Busch T., Dücker J., Kranefeld U. JeKi-Unterricht – Nein danke? Eine Analyse der Entscheidung für oder gegen die Teilnahme am Programm “Jedem Kind ein Instrument” in Nordrhein-Westfalen. In: J. Knigge, A. Niessen (Eds.), Musikpädagogisches Handeln: Begriffe, Erscheinungsformen, politi-sche Dimensionen. Essen, Germany: Die Blaue Eule, 2012. pp. 213–236.
Camilli T.C. Parental factors and personality traits that predict students’ length of piano study. MTNA e-Journal, 2015, 6(3), 2–14.
Creech A. Learning a musical instrument: The case for parental support. Music Education Research, 2010, 12(1), 13–32.
Creech A, Hallam S. Learning a musical instrument: The influence of interpersonal interaction on out-comes for school-aged pupils. Psychology of Music, 2011, 39(1), 102–122.
Corrigall K.A., Schellenberg E.G., Misura N.M. Music training, cognition, and personality. Frontiers in Psychology, 2013, No. 4. doi:10.3389/fpsyg.2013.00222
Degé, F. Music lessons and cognitive abilities in children: How far transfer could be possible. Fron-tiers in Psychology, 2021, No. 11, 557807. doi:10.3389/fpsyg.2020.557807
Degé F., Kubicek C., Schwarzer G. Music lessons and intelligence: A relation mediated by executive functions. Music Perception, 2011, 29(2), 195–201. doi:10.1525/mp.2011.29.2.195
Frakes L. Differences in music achievement, academic achievement and attitude among participants, dropouts and non-participants in secondary school music. Unpublished PhD thesis. University of Io-wa, Iowa City, 1984.
Freeman J. Gifted children grown up. London: David Fulton Publishers, 2001. doi:10.4324/9780203065587
Gembris H. Musikalische Fähigkeiten und ihre Entwicklung. In: H. de la Motte-Haber (Ed.), Psycho-logische Grundlagen des Musiklernens. Kassel, Germany: Bärenreiter, 1987. pp. 116–185.
Grgic M., Züchner I. Musikalische Aktivitäten von Kindern und Jugendlichen. Zeitschrift für Er-ziehungswissenschaft, 2013, 16(3), 123–141.
Helmbold N., Rammsayer T., Altenmüller, E. Differences in primary mental abilities between musi-cians and non-musicians. Journal of Individual Differences, 2005, 26(2), 74–85. doi:10.1027/1614-0001.26.2.74
Kemp A.E. The musical temperament: Psychology and personality of musicians. Oxford: Oxford University Press, 1996.
Knyazeva T.S. Voprosy psihologii, 2020, No. 1, 60–70. (in Russian)
Knyazeva T.S. Vestnik kafedry YUNESKO “Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie”, 2019, No. 3, 30-45. (in Russian)
Knyazeva T.S. Intellekt, muzykal'naya praktika i konceptualizaciya muzykal'nogo smysla, Vserossijskaja jubilejnaja nauchnaja konferencija, posvjashhennaja 45-letiju IP RAN i 90-letiju so dnja rozhdenija B.F. Lomova. Proceedings of the Conference, Moscow, November 16–17, 2017. Moscow: IP RAN, 2017. pp. 1198–1205. (in Russian)
Knyazeva T.S. Vestnik kafedry YUNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie», 2018, 1(21), 50–65. (in Russian)
Knyazeva T.S., Shohman T.V. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya, 2018, 7(2), 80–89. doi:10.17759/jmfp.2018070208 (in Russian)
Lassiter D.G. A survey of parental involvement in the development of professional musicians. Un-published Masters Thesis. Florida State University, Tallahassee, 1981.
Lepper M., Greene D. Turning play into work: Effects of adult surveillance and extrinsic rewards on children’s intrinsic motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1975, 31(3), 479–486.
Liepmann D., Beauducel A., Brocke B., Amthauer R. Intelligenz-Struktur-Test 2000 R (I-S-T 2000 R). Göttingen, Germany: Hogrefe, 2007.
Lynn R., Wilson R.G., Gault A. Simple musical tests as measures of Spearman’s g. Personality and Individual Differences, 1989, 10(1), 25–28.
Manturzewska M. A biographical study of the life-span development of professional musicians. Psy-chology of Music, 1990, 18(2), 112–139. doi:10.1177/0305735690182002
McPherson G.E. Cognitive Strategies and Skill Acquisition in Musical Performance. Bulletin of the Council for Research in Music Education, 1997, No. 133, 64–71.
Müllensiefen D., Gingras B., Stewart L., Musil J. The Musicality of Non-Musicians: An Index for Measuring Musical Sophistication in the General Population. PLoS ONE, 2014, 9(2). doi:10.1371/journal.pone.0089642
Ng C., Hartwig K. Teachers’ perceptions of declining participation in school music. Research Studies in Music Education, 2011, 33(2), 123–142.
Ruth N., Müllensiefen D. Survival of musical activities. When do young people stop making music? PLoS ONE, 2021, 16(11). doi:10.1371/journal.pone.0259105
Sala G., Gobet F. Cognitive and academic benefits of music training with children: A multilevel meta-analysis. Memory & Cognition, 2020, 48(8), 1429–1441. doi:10.3758/s13421-020-01060-2
Schellenberg E.G. Correlation = causation? Music training, psychology, and neuroscience. Psycholo-gy of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2020, 14(4), 475–480. doi:10.1037/aca0000263
Schellenberg E.G., Mankarious M. Music training and emotion comprehension in childhood. Emo-tion, 2012, 12(5), 887–891. doi:10.1037/a0027971
Silas S., Müllensiefen D., Gelding R., Frieler K., Harrison P. The associations between music train-ing, musical working memory, and visuospatial working memory: an opportunity for causal model-ling. Music Percept, 2022, 39(4), 401–420. doi:10.1525/mp.2022.39.4.401
Sloboda J.A. Music in everyday life: The role of emotions. In: P.N. Juslin, J.A. Sloboda (Eds.), Handbook of music and emotion: Theory, research, applications. Oxford: Oxford University Press, 2010. pp. 493–514.
Sloboda J.A., Davidson J. The young performing musician. In: I. Deliege, J.A. Sloboda (Eds.), Mu-sical Beginnings: Origins and development of musical competence. Oxford: Oxford University Press, 1996, 171–190.
Swaminathan S., Schellenberg E.G., Khalil S. Revisiting the association between music lessons and intelligence: Training effects or music aptitude? Intelligence, 2017, No. 62, 119–124. doi:10.1016/j.intell.2017.03.005
Switlick B., Bullerjahn C. Ursachen und Konsequenzen des Abbruchs von Instrumentalunterricht. Eine quantitative und qualitative Umfrage bei Studierenden der Universität Hildesheim. In: N. Knolle (Ed.), Musikpädagogik vor neuen Forschungsaufgaben. Essen, Germany: Die Blaue Eule, 1999. pp. 167–195.
Theorell T., Lennartsson A.K., Madison G., Mosing M.A., Ulle´n F. Predictors of continued playing or singing–from childhood and adolescence to adult years. Acta Paediatr, 2015, 104(3), 274–284. doi:10.1111/apa.12870
Ushakov D.V. Psihologiya intellekta i odarennosti. Moscow: Institut psihologii RAN, 2011. (in Rus-sian)
Vincenzi M., Correia A.I., Vanzella P., Pinheiro A.P., Lima C.F., Schellenberg E.G. Associations Between Music Training and Cognitive Abilities: The Special Case of Professional Musicians. Psy-chology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication, 2022. doi:10.1037/aca0000481
Zaboski B.A., Kranzler J.H., Gage N.A. Meta-analysis of the relationship between academic achievement and broad abilities of the Cattell-Horn-Carroll theory. Journal of School Psychology, 2018, No. 71, 42–56. doi:10.1016/j.jsp.2018.10.001
Zhang, J.D., Susino M., McPherson G.E., Schubert E. The definition of a musician in music psy-chology: A literature review and the six-year rule. Psychology of Music, 2020, 48(3), 389–409. doi:10.1177/030573561880403
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.