Свобода выбора в монетарном поведении

Авторы

  • Мария Маричева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0009-0009-8434-2799
  • Вадим Петровский Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0002-5931-0738

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i94.1579

Ключевые слова:

деньги, психологические характеристики денег, свобода выбора, выбор, монетарное поведение, ценность денег, психология денег

Аннотация

Настоящая работа посвящена субъективной ценности денег как условию свободного выбора покупателем доступных ему товаров и услуг. Предполагается, что свойственные деньгам беспрепятственность и многовариантость возможных обменов представляют собой в глазах обладателя особую ценность. Таким образом, формулируется гипотеза: деньги заключают в себе овеществленную возможность свободного выбора, поддающуюся эмпирическому измерению. На основе совместно разработанной авторами методики «Деньги – товар – дельта» была предпринята попытка зафиксировать гипотетическую разницу между субъективной ценностью денег и средней ценой товаров, приобретаемых на эти деньги. Эта разница обозначается нами буквой «дельта» (Δ) и описывается как надбавочная стоимость денег, указывающая на ценность свободы выбора товара из многих. В результате исследования выделяются четыре группы испытуемых, которые различаются в зависимости от выбора «товар или деньги». Анализ детерминант добавочной ценности денег представляет интерес для дальнейших исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Мария Маричева , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Магистр психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия; магистр финансовой экономики, University of Oxford, Said Business School.

 

Вадим Петровский , Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования, Научный руководитель Центра Фундаментальной и Консультативной Персонологии факультета Социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия.

Литература

Abramova M.A., Dubova S.E. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2020, 13(5), 6–14. (in Russian)

Abramova M.A. (Ed.) Sovremennaya teoriya deneg. Tom 3. Denezhnaja sistema. Moscow: KnoRus, 2022. (in Russian)

Andreeva I.V. Ekonomicheskaya psihologiya. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Gogohiya D. Sh. Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk, 2016, No. 6, 76–90. (in Rus-sian)

Golubeva E.V. Omskij nauchnyj vestnik, 2010, 3(88), 136–139. (in Russian)

Gorchakova O.Yu., Larionova A.V., Obuhovskaya V.B., Kozlova N.V. Psiholog, 2021, No. 5, 18–35. (in Russian)

Dejneka O.S. Psihologicheskij zhurnal, 2002, 23(2), 36–46. (in Russian)

Dejneka O.S. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal, 2006, No. 1, 110–113. (in Russian)

Dejneka O.S. Psihologiya, 2015, No. 3, 13–26. (in Russian)

Doroshenko E.V. Upravlenec, 2019, 10(1), 62–71. doi:10.29141/2218-5003-2019-10-1-6 (in Rus-sian)

Drobysheva T.V. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Psiholog-icheskie nauki, 2018, No. 1, 29–39. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Psihologija finansov: perspektivy kompleksnyh issledovanij. Ekonomicheskaya psihologiya: aktual'nye teoreticheskie i prikladnye problem. Proceedings of the Conference, Irkutsk: BGUEP, 2009. pp. 64–69. (in Russian)

Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Jekonomicheskoe samoopredelenie. Teorija i jempiricheskie is-sledovanija. Moscow: Institut psihologii RAN, 2007.

Zhuravleva N.A. Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta, 2020, 1(85), 123–127. (in Russian)

Zimmel' G. Filosofiya deneg. Moscow: KANON-press-C, Kuchkovo pole, 1999. (in Russian)

Kovalyov A.V. Russian Journal of Economics and Law, 2021, No. 3, 473–484. (in Russian)

Korovnikova N.A. Social'nye i gumanitarnye nauki: Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura, 2020, No. 1, 7–14. (in Russian)

Kuz'mina E.I. Psihologiya svobody: teoriya i praktika. St. Petersburg: Piter, 2021. (in Russian)

Leont'ev D.A. Psihologicheskij zhurnal, 2000, 21(1), 15–26. (in Russian)

Leont'ev D.A., Ovchinnikova E.Ju., Rasskazova E.I., Fam A.H. Psihologija vybora. Moscow: Smysl, 2019. (in Russian)

Lefevr V. Refleksija. Moscow: Kogito-centr, 2003. (in Russian)

Malkina M. Yu. Finansy i kredit, 2009, 48(384), 8–16. (in Russian)

Mahrina E.A. Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya, 2019, 8(4), 294–305. (in Russian)

Mishura A.S. Logos, 2016, 26(114), 19–58. (in Russian)

Moiseev A.K. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2020, 13(5), 15–25. (in Russian)

Parhomenko R.N. Filosofskaya mysl', 2012, No. 4, 179–210. (in Russian)

Petrikova S.M. Finansy i kredit, 2006, 22(226), 17–27. (in Russian)

Petrovskij V.A. Psihologiya. Zhurnal Vysshej Shkoly Ekonomiki. Rezhim dostupa: https://psy-journal.hse.ru/i3 (data obrashcheniya: 20.06.23). (in Russian)

Petrovskij V.A. Chelovek nad situaciej. Moscow: Smysl, 2010. (in Russian)

Petrovskij V.A. «YA» v personologicheskoj perspektive. Moscow: Izdatel'skij dom NIU VSHE, 2013. (in Russian)

Poznyakov V.P. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2015, No. 3, 262–274. (in Russian)

Semenov M.Yu. Omskij nauchnyj vestnik, 2009, 3(78), 124–127. (in Russian)

Chizhikova E.S. Issledovaniya psihologicheskih osobennostej otnosheniya k den'gam. Prakticheskij marketing. Proceedings of the Conference. Moscow, 2019. pp. 197–200. (in Russian)

Shopengaujer A. Aforizmy i maksimy. Moscow: Jeksmo-Press, Folio, 1998. (in Russian)

Ariely D. Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions. New York: Harper Collins Publishers, 2008.

Begg D., Vernasca G., Fischer S., Dornbusch R. EBOOK: Economics. New York: McGraw Hill, 2014.

Borghans L., Duckworth A.L., James J., Bas ter Weel H. The Economics and Psychology of Person-ality Traits. The Journal of Human Resources, 2008, 43(4), 973-1038.

Brandstätter H. Becoming an entrepreneur – A question of personality structure? Journal of Economic Psycho logy, 1997, No. 18, 157–177.

Brehm S.S., Brehm J.W. Psychological reactance: A theory of freedom and control. New York: Aca-demic Press, 2013.

Buechel E.C., Morewedge C.K. The (relative and absolute) subjective value of money. In: E. Bijleveld, H. Aarts (Eds.), The psychological science of money. New York: Springer, 2014. pp. 93–120.

Coleman J.S. Foundations of social theory. Cambridge: Harvard university press, 1994.

Furnham A. The new psychology of money. London: Routledge, 2014.

Gansmann H. Money – a symbolically generalized medium of communication? On the concept of money in recent sociology. Economy and Society, 1988, 17(3), 285–316.

Parsons T. On the concept of influence. Public opinion quarterly, 1963, 27(1), 37–62.

Ranyard R. (Ed.). Economic psychology. Hoboken (New Jersey, U.S.): Wiley, 2017.

Rose G.M., Orr L.M. Measuring and exploring symbolic money meanings. Psychology & Market-ing, 2007, 24(9), 743–761.

Strömbäck C., Lind T., Skagerlund K., Västfjäll D., Tinghog G. Does self-control predict financial behavior and financial well-being? Journal of Behavioral and Experimental Finance, 2017, No. 14, 30–38.

Tang N., Baker A. Self-esteem, financial knowledge and financial behavior. Journal of Economic Psychology, 2016, No. 54, 164–176.

Weatherford J. The history of money. New York: Crown Currency, 2009.

Zaleskiewicz T., Gasiorowska A., Kesebir P., Luszczynska A., Pyszczynski T. Money and the fear of death: The symbolic power of money as an existential anxiety buffer. Journal of Economic Psycholo-gy, 2013, No. 36, 55–67.

Zaleskiewicz T., Gasiorowska A., Vohs K.D. The psychological meaning of money. Economic psy-chology, 2017, 105–122.

Zelizer V.A., Bandelj N., Wherry F.F. (Eds.) Money talks: explaining how money really works. Princeton (New Jersey, US): Princeton University Press, 2017.

Zhang L. An exchange theory of money and self-esteem in decision making. Review of General Psy-chology, 2009, 13(1), 66–76.

Число просмотров

Просмотров: 103

Опубликован

24.07.2024

Как цитировать

Маричева , М. ., & Петровский , В. . (2024). Свобода выбора в монетарном поведении. Психологические исследования, 17(94), 3. https://doi.org/10.54359/ps.v17i94.1579

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования