Возрастные особенности выполнения компьютерных методик нейропсихологического обследования детьми 6-9 лет

Авторы

  • Олеся Жижина
  • Алексей Корнеев
  • Екатерина Матвеева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v14i77.159

Ключевые слова:

нейропсихологическое обследование, компьютерное тестирование, дошкольники, младшие школьники, функции программирования и контроля

Аннотация

Представлены результаты исследования состояния когнитивных функций у детей дошкольногои млад-шего школьного возрастов, проведенного с использованиемкомпьютерных методов нейропсихологического обследования. Выбранныеметодики направлены на оценку функций программирования и контроля произвольной деятельности, а также функцийпереработки зрительно-пространственной и слуховой информации. Выборку составили 454 ребёнка, которые были разделены на четыре возрастные группы – старшие дошкольники, учащиеся первого, второго и третьего классов. Для оценки различий в состоянии когнитивных функций было проведено сравнение выполнения четырех компьютерных ме-тодик в этих возрастных группах –тестов «Точки», «Кубики Корси», «Понимание слов, близких по звучанию» и «Понимание логико-грамматических конструкций». Проведенный анализпозволил выявить ряд различий в выполнении тестов в возрастных группах, что может указывать на активноераз-витие исследуемых функций в возрасте 6-9 лет. При этом наибольшие различияобнаруженымежду дошкольниками и первоклассникамив показателях, связанных с оценкой функциипрограммирования и контроля.Это может быть связано с одной стороны, с активным созреванием префронтальных отделов в этом возрасте, а с другой – с новыми требованиями, предъявляемымишколой, изменением ведущей деятельности с игровой на учебную. Различия между возрастными группами в рамках младшей школы заметно ниже, что может указывать на замедление развития оцениваемых функций в этом возрастном периоде.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Олеся Жижина

Жижина Олеся Геннадьевна. Студентка 6 курса кафедры нейрои патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: lesya.zh.of@gmail.com

Алексей Корнеев

Корнеев Алексей Андреевич. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности, Институт возрастной физиологии, Российская академия наук, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2, 119121 Москва, Россия. Email: korneeff@gmail.com

Екатерина Матвеева

Матвеева Екатерина Юрьевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. Email: obukhova1@yandex.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Akhutina T.V., Kremlev A.E., Korneev A.A., Matveeva E.Yu., Gusev A.N. The Computerized Bat-tery of Neuropsychological Tests. // Kognitivnaya nauka v Moskve: novye issledovaniya. Materialy konferentsii 15 iyunya 2017 g. / Pod red. E.V. Pechenkovoi, M.V. Falikman. — M.: OOO «Buki Vedi», IPPiP, 2017. S. 486–490. (In Russian)

Astaeva A.V., Malkova A.A. Analysis of modern computerized diagnostic and correction programs in children's neuropsychology. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya, 2018, 11(4), 39-47. doi:10.14529/psy180405 (In Russian)

Bezrukikh M.M., Terebova N.N. Zritel'noe vospriyatie kak integrativnaya kharakteristika poznavatel'nogo razvitiya detei 5-7 let. Novye issledovaniya, 2008, 1(14-1), 13-26. (In Russian)

Bezrukikh M.M., Terebova N.N. Osobennosti razvitiya zritel'nogo vospriyatiya u detei 5-7 let. Fiziologiya cheloveka, 2009, 35(6), 37-42. (In Russian)

Mikadze Yu.V. Neiropsikhologiya detskogo vozrasta: Uchebnoe posobie. Izdatel'skii dom 'Piter”, 2012. (In Russian)

Semenova O.A., Koshel'kov D.A., Machinskaya R.I. Age-Specific Changes of Activity Self-Regulation in Preschool-Age and Early School-Age Children. Kul'turnoistoricheskaya psikhologiya, 2007, 3(4), 39-49. doi:10.17759/chp.2007030405 (In Russian)

Semenova O.A., Machinskaya R.I., Lomakin D.I. The Influence of the Functional State of Brain Regulatory Structures on the Programming, Selective Regulation and Control of Cognitive Activity in Children. Report I: Neuropsychological and EEG Analysis of Age-Related Changes in Brain Regulatory Functions in Children Aged 9–12 Years. Fiziologiya cheloveka, 2015, 41(4), 5-17. (In Russian)

Semenovich A.V. Neiropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste. M.: ACADEMA, 2002. (In Russian)

Tsvetkova L.S., Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Metodika otsenki rechi pri afazii. M.: MGU, 1981. (In Russian)

Vygotskii L.S. Problema obucheniya i umstvennogo razvitiya v shkol'nom vozraste. Psikholog-icheskaya nauka i obrazovanie, 1996, 1(4), 5-18. (In Russian)

Bauer R.M., Iverson G.L., Cernich A.N., Binder L.M., Ruff R.M., Naugle R.I. Computerized neuropsychological assessment devices: joint position paper of the American Academy of Clinical Neuro-psychology and the National Academy of Neuropsychology. Archives of Clinical Neuropsycholo-gy, 2012, 27(3), 362-373. doi:10.1093/arclin/acs027.

Berch D.B., Krikorian R., Huha E.M. The Corsi block-tapping task: Methodological and theoretical considerations. Brain and Сognition, 1998, 38(3), 317-338. doi:10.1006/brcg.1998.1039.

Davidson M.C., Amso D., Anderson L.C., Diamond A. Development of cognitive control and executive functions from 4 to 13 years: Evidence from manipulations of memory, inhibition, and task switching. Neuropsychologia, 2006, 44(11), 2037-2078. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2006.02.006.

De Luca C.R., Wood S.J., Anderson V., Buchanan J.A., Proffitt T.M., Mahony K., Pantelis C. Normative data from the CANTAB. I: development of executive function over the lifespan. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 2003, 25(2), 242-254. doi:10.1076/jcen.25.2.242.13639.

Deacon S.H., Kirby J.R. Morphological awareness: Just 'more phonological'? The roles of morphological and phonological awareness in reading development. Applied Psycholinguistics, 2004, 25(2), 223-238. doi:10.1017.S0124716404001110.

Diamond A. Executive functions. Annual review of psychology, 2013, No. 64, 135-168. doi:10.1146/annurev-psych-113011-143750.

Diamond A. Normal development of prefrontal cortex from birth to young adulthood: Cognitive functions, anatomy, and biochemistry. In: D. Stuss, R. Knight (Eds.), Principles of frontal lobe function. New York, NY: Oxford University Press, 2002, pp. 466-503. doi:10.1093/acprof:oso/9780195134971.003.0029.

Farrell Pagulayan K., Busch R.M., Medina K.L., Bartok J.A., Krikorian R. Developmental normative data for the Corsi Block-tapping task. Journal of Сlinical and Experimental Neuropsychology, 2006, 28(6), 1043-1052. doi:10.1080/13803390500350977.

Forrester G., Geffen G. Performance measures of 7–to 15-year-old children on the auditory verbal learning test. The Clinical Neuropsychologist, 1991, 5(4), 345-359. doi:10.1080/13854049108404102.

Hogan T.P., Catts H.W., Little T.D. The relationship between phonological awareness and reading. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 2005, 36(4), 285-293. doi:10.1044/0161-1461(2005/029).

Ickx G., Bleyenheuft Y., Hatem S.M. Development of visuospatial attention in typically developing children. Frontiers in Psychology, 2017, No. 8, 2064. http://www.frontiersin.org doi:10.3389/fpsyg.2017.02064.

Kessels R.P. Improving precision in neuropsychological assessment: Bridging the gap between clas-sic paper-and-pencil tests and paradigms from cognitive neuroscience. The Clinical Neuropsychologist, 2019, 33(2), 357-368. doi:10.1080/13854046.2018.1518489.

Mann V.A., Liberman I.Y. Phonological awareness and verbal short-term memory. Journal of Learn-ing Disabilities, 1984, 17(10), 592-599. doi:10.1177/002221948401701005.

Näslund J.C., Schneider W. Longitudinal effects of verbal ability, memory capacity, and phonological awareness on reading performance. European Journal of Psychology of Education, 1991, 6(4), 375-392.

Nevo E., Bar-Kochva I. The relations between early working memory abilities and later developing reading skills: a longitudinal study from kindergarten to fifth grade. Mind, Brain, and Educa-tion, 2015, 9(3), 154-163. doi:10.1111/mbe.12084.

Orsini A. Corsi's block-tapping test: Standardization and concurrent validity with WISC—R for children aged 11 to 16. Perceptual and motor skills, 1994, 79(Suppl. 3), 1547-1554. doi:10.2466/pms.1994.79.3f.1547.

Orsini A., Grossi D., Capitani E., Laiacona M., Papagno C., Vallar G. Verbal and spatial immediate memory span: normative data from 1355 adults and 1112 children. The Italian Journal of Neurological Sciences, 1987, 8(6), 537-548.

Parsons T.D. Neuropsychological assessment 2.0: Computer-automated assessments. In: Clinical neuropsychology and technology: What’s new and How we can use it. Springer, Cham, 2016. pp. 47-63. doi:10.1007/978-3-319-31075-6_4.

Rathbun A., West J., Hausken E.G. From kindergarten through third grade children's beginning school experiences (NCES 2004-007). Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 2004.

Schulz-Heik R.J., Fahimi A., Durazzo T.C., Friedman M., Bayley P.J. Evaluation of adding the CANTAB computerized neuropsychological assessment battery to a traditional battery in a tertiary care center for veterans. Applied Neuropsychology: Adult, 2020, 27(3), 256-266. doi:10.1080/23279095.2018.1534735.

Smith P.J., Need A.C., Cirulli E.T., Chiba-Falek O., Attix D.K. A comparison of the Cambridge Automated Neuropsychological Test Battery (CANTAB) with “traditional” neuropsychological testing instruments. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 2013, 35(3), 319-328. doi:10.1080/13803395.2013.771618.

Vuontela V., Steenari M.R., Carlson S., Koivisto J., Fjällberg M., Aronen E.T. Audiospatial and visuospatial working memory in 6–13 year old school children. Learning and Memory, 2003, 10(1), 74-81. doi:10.1101/lm.53503.

Число просмотров

Просмотров: 64

Опубликован

30.06.2021

Как цитировать

Жижина, О., Корнеев, А., & Матвеева, Е. (2021). Возрастные особенности выполнения компьютерных методик нейропсихологического обследования детьми 6-9 лет. Психологические исследования, 14(77). https://doi.org/10.54359/ps.v14i77.159

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)