Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте

Авторы

  • Сергей Молчанов
  • Ольга Алмазова
  • Николай Пряжников

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.162

Ключевые слова:

моральное развитие, механизмы морального самооправдания, склонность к риску, подростковый возраст

Аннотация

Проблема морального самооправдания подростками агрессивного поведения и кибербуллинга приобретает актуальность в условиях широкого распространения этих явлений в интернет-среде. В теоретической модели моральной свободы (А. Бандура) представлены механизмы морального самооправдания личности при нарушении моральных норм. Цель исследования – изучение механизмов морального самооправдания у подростков с различной степенью склонности к риску. Были использованы методики «Механизмы отчуждения моральной ответственности» С. Мур (в адаптации Я.А. Ледовой и др.) и «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цукерман). Выборку составили 411 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты: обнаружены предпочтения использования подростками механизмов морального самооправдания. Наиболее часто используются «дегуманизация жертвы», «атрибуция вины», «моральное самооправдание», реже всего – «оправдательное сравнение». Выделена эмпирическая типология подростков с разными приоритетами в использовании механизмов морального самооправдания («пассивные пользователи», «искажение образа жертвы», «активные пользователи»). Доказано, что степень активности морального самооправдания связана с представлением о допустимости кибербуллинга. «Активные пользователи» значимо чаще считают допустимым использование кибербуллинга, чем «пассивные пользователи». Изучена связь особенностей рискового поведения личности, в первую очередь нетерпимости к однообразию, с активностью использования морального самооправдания. Выявлены гендерные различия, свидетельствующие о большей выраженности использования механизмов морального самооправдания юношами по сравнению с девушками.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Сергей Молчанов

Молчанов Сергей Владимирович. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: s-molch2001@mail.ru

Ольга Алмазова

Алмазова Ольга Викторовна. Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: almaz.arg@gmail.com

Николай Пряжников

Пряжников Николай Сергеевич. Доктор педагогических наук, профессор, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: nsp-22@mail.ru

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY:Worth, 2015.

Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In W.M. Kurtines, J.L. Gewirtz (Eds.), Handbook of moral behaviour and development, 1991, vol. 1, 45–103. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning. Child Development, 1996, 67(3), 1206–1222. DOI: 10.2307/1131888.

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti. M.: Aspekt-Press, 2001. (in Russian)

Bronfenbrenner U. (Ed.). Making human beings human: Bioecological perspectives on human development. Sage Publications Ltd., 2015.

Eisenberg N., Morris A. The Origins and Social Significance of Empathy-Related Responding. A Review of Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice by M. L. Hoffman. Social Justice Research, 2001, No 14, 95–120. https://doi.org/10.1023/A:1012579805721.

Eisenberg N. The development of prosocial behavior. Academic Press, 1982.

Eisenberg N., Eggum N.D., Di Giunta L. Empathy-related Responding: Associations with Prosocial Behavior, Aggression, and Intergroup Relations. Social Issues Policy Revue, 2010, 4(1), 143–180. DOI:10.1111/j.1751–2409.2010.01020.x.

Erikson E. Identichnost'. Yunost' i krizis. Flinta, MPSI, Progress, 2006. (in Russian)

Gilligan C. In A Different Voice: Psychological Theory and Women's Development, 1982.

Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: A meta-analytic review of links to aggressive behavior. Aggressive Behavior, 2013, 40(1), 56–68. DOI: 10.1002/ab.21502.

Higgins A. Moral education as an historical/political/social science. Journal of Moral Education, 1996, No 25, 57–66. https://doi.org/10.1080/0305724960250106.

Hoffman M.L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. https://doi.org/10.1017/CBO9780511805851.

Il'in E.P. Psikhologiya riska. SPb.: Piter, 2012. (in Russian)

Kavussanu M., Hatzigeorgiadis A., Elbe A.-M., Ring C. The moral disengagement in doping scale. Psychology of Sport and Exercise, 2016, No 24, 188–198. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.02.003.

Kleiberg Yu. Deviantologiya: Khrestomatiya. M.: Rech', 2007. (in Russian)

Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. Harper & Row, 1981.

Krebs D.L., Denton K. Toward a more pragmatic approach to morality: a critical evaluation of Kohlberg’s model. Psychological Review, 2005, 112(3), 629–649. https://doi.org/10.1037/0033-295X.112.3.629.

Kroger J., Martinussen M., Marcia J.E. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis. Journal of Adolescence, 2010, 33, 683–698. DOI: 10.1016/j.adolescence.2009.11.002.

Ledovaya Ya.A., Tikhonov R.V., Bogolyubova O.N., Kazennaya E.V., Sorokina Yu.L. Otchuzhdenie moral'noĭ otvetstvennosti: psikhologicheskiĭ konstrukt i metody ego izmereniya // Vestnik SPbGU. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2016, No. 4, 23–39. (in Russian)

Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., ArcheкS.L., Orlofsky J.L. Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research Springer, New York, NY, 1993.

Molchanov S.V. Moral'noe samoopravdanie kak mif «moral'noi svobody» lichnosti // Natsi-onal'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2019, 3(35), 60–70. (in Russian)

Moore C. Moral disengagement. Current Opinion in Psychology. 2015, No 6, 199–204. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.07.018.

Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. 3-e izd. M.: MPSI, 2010. (in Russian)

Petrovskii V.A. Aktivnaya neadaptivnost' ili Chelovek nad situatsiei // V kn.: Metodolo-giya psikhologii: problemy i perspektivy / Pod obshch. red.: V.P. Zinchenko; nauch. red.: T.G. Shchedrina. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012, gl. 2, 305–362. (in Russian)

Piazhe Zh. Moral'noe suzhdenie u rebenka. M.: Akademicheskii proekt, 2019. (in Russian)

Podolskiy O. Investigating new Ways to Study Adolescent Moral Competence. Europe’s Journal of Psychology, 2005, 1(4). https://doi.org/10.5964/ejop.v1i4.380.

Rest J.R., Narvaez D., Bebeau M., Thoma S. Postconventional Moral Thinking: A Neo-Kohlbergian Approach. Mahweh, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1999.

Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov. M.: Genezis, 2015. (in Russian)

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost' podrostkov v Internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediatsiya// Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2014, 3(15), 39–51. (in Russian)

Turiel E. The Culture of Morality: Social Development, Context, and Conflict. Cambridge University Press, 2002. https://doi.org/10.1017/CBO9780511613500.

Voiskunskii A.E. Sotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2014, No. 2, 90–104. (in Russian)

Wood J., Moir A., James M. Prisoners’ gang-related activity: the importance of bullying and moral disengagement. Psychology, Crime, Law, 2009, 15(6), 569–581. https://doi.org/10.1080/10683160802427786.

Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya). 3-e izd., M.: Izda-tel'skii tsentr «Akademiya», 2004. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 85

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Молчанов, С., Алмазова, О., & Пряжников, Н. (2020). Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте . Психологические исследования, 13(74). https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.162

Выпуск

Раздел

Статьи