Взаимосвязь способов морального самооправдания личности со склонностью к риску в подростковом возрасте
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v13i74.162Ключевые слова:
моральное развитие, механизмы морального самооправдания, склонность к риску, подростковый возрастАннотация
Проблема морального самооправдания подростками агрессивного поведения и кибербуллинга приобретает актуальность в условиях широкого распространения этих явлений в интернет-среде. В теоретической модели моральной свободы (А. Бандура) представлены механизмы морального самооправдания личности при нарушении моральных норм. Цель исследования – изучение механизмов морального самооправдания у подростков с различной степенью склонности к риску. Были использованы методики «Механизмы отчуждения моральной ответственности» С. Мур (в адаптации Я.А. Ледовой и др.) и «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цукерман). Выборку составили 411 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Результаты: обнаружены предпочтения использования подростками механизмов морального самооправдания. Наиболее часто используются «дегуманизация жертвы», «атрибуция вины», «моральное самооправдание», реже всего – «оправдательное сравнение». Выделена эмпирическая типология подростков с разными приоритетами в использовании механизмов морального самооправдания («пассивные пользователи», «искажение образа жертвы», «активные пользователи»). Доказано, что степень активности морального самооправдания связана с представлением о допустимости кибербуллинга. «Активные пользователи» значимо чаще считают допустимым использование кибербуллинга, чем «пассивные пользователи». Изучена связь особенностей рискового поведения личности, в первую очередь нетерпимости к однообразию, с активностью использования морального самооправдания. Выявлены гендерные различия, свидетельствующие о большей выраженности использования механизмов морального самооправдания юношами по сравнению с девушками.
Скачивания
Литература
Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.
Bandura A. Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY:Worth, 2015.
Bandura A. Social cognitive theory of moral thought and action. In W.M. Kurtines, J.L. Gewirtz (Eds.), Handbook of moral behaviour and development, 1991, vol. 1, 45–103. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Bandura A., Barbaranelli C., Caprara G.V., Pastorelli C. Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning. Child Development, 1996, 67(3), 1206–1222. DOI: 10.2307/1131888.
Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti. M.: Aspekt-Press, 2001. (in Russian)
Bronfenbrenner U. (Ed.). Making human beings human: Bioecological perspectives on human development. Sage Publications Ltd., 2015.
Eisenberg N., Morris A. The Origins and Social Significance of Empathy-Related Responding. A Review of Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice by M. L. Hoffman. Social Justice Research, 2001, No 14, 95–120. https://doi.org/10.1023/A:1012579805721.
Eisenberg N. The development of prosocial behavior. Academic Press, 1982.
Eisenberg N., Eggum N.D., Di Giunta L. Empathy-related Responding: Associations with Prosocial Behavior, Aggression, and Intergroup Relations. Social Issues Policy Revue, 2010, 4(1), 143–180. DOI:10.1111/j.1751–2409.2010.01020.x.
Erikson E. Identichnost'. Yunost' i krizis. Flinta, MPSI, Progress, 2006. (in Russian)
Gilligan C. In A Different Voice: Psychological Theory and Women's Development, 1982.
Gini G., Pozzoli T., Hymel S. Moral disengagement among children and youth: A meta-analytic review of links to aggressive behavior. Aggressive Behavior, 2013, 40(1), 56–68. DOI: 10.1002/ab.21502.
Higgins A. Moral education as an historical/political/social science. Journal of Moral Education, 1996, No 25, 57–66. https://doi.org/10.1080/0305724960250106.
Hoffman M.L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. https://doi.org/10.1017/CBO9780511805851.
Il'in E.P. Psikhologiya riska. SPb.: Piter, 2012. (in Russian)
Kavussanu M., Hatzigeorgiadis A., Elbe A.-M., Ring C. The moral disengagement in doping scale. Psychology of Sport and Exercise, 2016, No 24, 188–198. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2016.02.003.
Kleiberg Yu. Deviantologiya: Khrestomatiya. M.: Rech', 2007. (in Russian)
Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. Harper & Row, 1981.
Krebs D.L., Denton K. Toward a more pragmatic approach to morality: a critical evaluation of Kohlberg’s model. Psychological Review, 2005, 112(3), 629–649. https://doi.org/10.1037/0033-295X.112.3.629.
Kroger J., Martinussen M., Marcia J.E. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis. Journal of Adolescence, 2010, 33, 683–698. DOI: 10.1016/j.adolescence.2009.11.002.
Ledovaya Ya.A., Tikhonov R.V., Bogolyubova O.N., Kazennaya E.V., Sorokina Yu.L. Otchuzhdenie moral'noĭ otvetstvennosti: psikhologicheskiĭ konstrukt i metody ego izmereniya // Vestnik SPbGU. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2016, No. 4, 23–39. (in Russian)
Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., ArcheкS.L., Orlofsky J.L. Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research Springer, New York, NY, 1993.
Molchanov S.V. Moral'noe samoopravdanie kak mif «moral'noi svobody» lichnosti // Natsi-onal'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2019, 3(35), 60–70. (in Russian)
Moore C. Moral disengagement. Current Opinion in Psychology. 2015, No 6, 199–204. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.07.018.
Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka. 3-e izd. M.: MPSI, 2010. (in Russian)
Petrovskii V.A. Aktivnaya neadaptivnost' ili Chelovek nad situatsiei // V kn.: Metodolo-giya psikhologii: problemy i perspektivy / Pod obshch. red.: V.P. Zinchenko; nauch. red.: T.G. Shchedrina. M., SPb.: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2012, gl. 2, 305–362. (in Russian)
Piazhe Zh. Moral'noe suzhdenie u rebenka. M.: Akademicheskii proekt, 2019. (in Russian)
Podolskiy O. Investigating new Ways to Study Adolescent Moral Competence. Europe’s Journal of Psychology, 2005, 1(4). https://doi.org/10.5964/ejop.v1i4.380.
Rest J.R., Narvaez D., Bebeau M., Thoma S. Postconventional Moral Thinking: A Neo-Kohlbergian Approach. Mahweh, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1999.
Rozhdestvenskaya N.A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov. M.: Genezis, 2015. (in Russian)
Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Bezopasnost' podrostkov v Internete: riski, sovladanie i roditel'skaya mediatsiya// Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2014, 3(15), 39–51. (in Russian)
Turiel E. The Culture of Morality: Social Development, Context, and Conflict. Cambridge University Press, 2002. https://doi.org/10.1017/CBO9780511613500.
Voiskunskii A.E. Sotsial'naya pertseptsiya v sotsial'nykh setyakh // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2014, No. 2, 90–104. (in Russian)
Wood J., Moir A., James M. Prisoners’ gang-related activity: the importance of bullying and moral disengagement. Psychology, Crime, Law, 2009, 15(6), 569–581. https://doi.org/10.1080/10683160802427786.
Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya). 3-e izd., M.: Izda-tel'skii tsentr «Akademiya», 2004. (in Russian)
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Психологические исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.