Способность к анализу информации у студентов российских вузов: эффект социально-демографических характеристик

Авторы

  • Ольга Соболева Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2348-2925
  • Екатерина Степашкина Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4340-3753
  • Дмитрий Гужеля Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7167-3972
  • Александра Ваза Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия https://orcid.org/0009-0002-9710-8503

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1621

Ключевые слова:

универсальные компетенции, ключевые компетенции, навыки 21 века, анализ информации, способности, тесты способностей, анализ числовой информации, анализ вербальной информации

Аннотация

Исследование посвящено взаимосвязи способности к анализу информации и социально-демографических характеристик: пола, специальности, типа вуза, курса обучения, региона, профильности вуза для специальности. Предыдущие исследования показали, что интеллектуальные способности могут быть связаны с этими параметрами, и настоящая работа уточняет характер этой связи для более узкой компетенции. В исследовании приняло участие 28 933 человека из 51 вуза. Получено, что компетенция анализа у юношей развита чуть сильнее, чем у девушек, однако девушки лучше анализируют вербальную информацию, а юноши — числовую. Профессиональная область также оказывает эффект: более успешны в анализе информации студенты медицинских специальностей и студенты-инженеры, менее успешны — студенты-педагоги. Лучше всего развит анализ информации у студентов медицинских вузов, хуже — у студентов аграрных вузов. Более высокий результат по компетенции показывают студенты вузов Северо-Западного федерального округа, более низкий — студенты вузов Северо-Кавказского федерального округа. Студенты из профильных для специальности вузов показывают более высокий результат, чем обучающиеся по тем же специальностям, но из непрофильного для специальности вуза. Обсуждаются возможные причины результатов и ограничения исследования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ольга Соболева, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия

Главный специалист отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, 109004, Москва, Россия.

Екатерина Степашкина, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия

Руководитель отдела аналитики и разработки диагностических инструментов департамента оценки и методологии, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, 109004, Москва, Россия.

Дмитрий Гужеля, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, 109004, Москва, Россия.

Александра Ваза, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», Москва, Россия

Руководитель департамента оценки и методологии, Автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», ул. Станиславского, д. 21, стр. 3, 109004, Москва, Россия.

Литература

Ability. In: APA Dictionary of Psychology. 2018a. https://dictionary.apa.org/ability

Almeida L., Lemos G.C., Lynn R. Regional Differences in Intelligence and per capita Incomes in Por-tugal. Mankind Quarterly, 2011, No. 52(2), 213–221. DOI: https://doi.org/10.46469/mq.2011.52.2.3

Andrianov D.M. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i peda-gogika, 2009, No. 1, 66–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11792122 (In Russian)

Dubynina M.G. Omskii nauchnyi vestnik, 2006, No. 45(8), 310–312. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9495068 (In Russian)

Ansiau D., Marquié J.C., Soubelet A., Ramos S. Relationships between cognitive characteristics of the job, age, and cognitive efficiency. International Congress Series, 2005, No. 1280, 43–48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ics.2005.01.020

Arcidiacono P., Bayer P., Hizmo A. Beyond Signaling and Human Capital: Education and the Revela-tion of Ability. American Economic Journal: Applied Economics, 2010, No. 2(4), 76–104. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ics.2005.01.020

Batty G.D., Deary I.J., Gottfredson L.S. Premorbid (early life) IQ and Later Mortality Risk: System-atic Review. Annals of Epidemiology, 2007, No. 17(4), 278–288. DOI: https://doi.org/10.1016/j.annepidem.2006.07.010

Bliese P.D. Group size, ICC values, and group-level correlations: A simulation. Organizational Re-search Methods, 1998, No. 1(4), 355–373. DOI: https://doi.org/10.1177/109442819814001

Burton L.A., Henninger D. Sex Differences in Relationships between Verbal Fluency and Personali-ty. Current Psychology, 2013, No. 32(2), 168–174. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-013-9167-4.

Caroleo F.E., Pastore F. Overeducation at a Glance. Determinants and Wage Effects of the Education-al Mismatch Based on AlmaLaurea Data. Social Indicators Research, 2018, No. 137(3), 999–1032. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-017-1641-1

Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organiza-tions and enterprises. International Journal for Quality Research, 2016, No. 10(1), 97–130. DOI: https://doi.org/10.18421/IJQR10.01-05

Cullen F.T., Gendreau P., Jarjoura G.R., Wright J.P. Crime and the Bell Curve: Lessons from Intelli-gent Criminology. Crime & Delinquency, 1997, No. 43(4), 387–411. DOI: https://doi.org/10.1177/0011128797043004001

Curtis R.G., Windsor T.D., Soubelet A. The relationship between Big-5 personality traits and cogni-tive ability in older adults – a review. Aging, Neuropsychology, and Cognition, 2015, No. 22(1), 42–71. DOI: https://doi.org/10.1080/13825585.2014.888392

Deary I.J., Johnson W. Intelligence and education: causal perceptions drive analytic processes and therefore conclusions. International Journal of Epidemiology, 2010, No. 39(5), 1362–1369. DOI: https://doi.org/10.1093/ije/dyq072

Denmark F., Paludi M.A. Psychology of women: a handbook of issues and theories. Westport, Conn: Praeger, 2008.

Dubynina M.G. Omskij nauchnyj vestnik, 2006, No. 45(8), 310–312. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9495068 (In Russian)

Filippova E.O., Levich S.N., Marchenko L.O. Izvestiya Rossiiskoi Voenno-Meditsinskoi Akademii, 2020, 39(S3-4), No. 270–274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44382797 (In Russian)

Fiorito J., Dauffenbach R.C. Market and Nonmarket Influences on Curriculum Choice by College Students. ILR Review, 1982, No. 36(1), 88–101. DOI: https://doi.org/10.1177/001979398203600106

Flynn J.R., Rossi-Casé L. Modern women match men on Raven’s Progressive Matrices. Personality and Individual Differences, 2011, No. 50(6), 799–803. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.12.035

Gajewski P.D., Wild-Wall N., Schapkin S.A., Erdmann U., Freude G., Falkenstein M. Effects of ag-ing and job demands on cognitive flexibility assessed by task switching. Biological Psychology, 2010, No. 85(2), 187–199. DOI: https://doi.org/10.1016/j.biopsycho.2010.06.009

General ability. In: APA Dictionary of Psychology. 2018b. https://dictionary.apa.org/general-ability

Gibson J., Light P. Intelligence among University Scientists. Nature, 1967, No. 213(5075), 441–443. DOI: https://doi.org/10.1038/213441a0

Gottfredson L.S., Deary I.J. Intelligence Predicts Health and Longevity, but Why? Current Directions in Psychological Science, 2004, No. 13(1), 1–4. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0963-7214.2004.01301001.x

Grigoriev A.A. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki, 2018, No. 15(1), 164–173. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-164-173 (In Russian)

Grigoriev A.A., Shibaev V.S. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomich-eskaja psihologija, 2018a, No. 2(10), 30–50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35215086 (In Russian)

Grigoriev A.A., Shibaev V.S. Psihologija sposobnostej: ot samoraskrytija k professional'noj realiza-cii. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Vladivostok, 2018. Vladivostok: Vladivostokskij gosudarstvennyj universitet jekonomiki i servisa, 2018b, 151–162 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39819618 (In Russian)

Grigoriev A., Ushakov D., Valueva E., Zirenko M., Lynn R. Differences in educational attainment, socio-economic variables and geographical location across 79 provinces of the Russian Federation. Intelligence, 2016, vol. 58, 14–17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2016.05.008

Halpern D.F. Sex Differences in Cognitive Abilities. New York: Psychology Press, 2011.

Handel M.J. Skills Mismatch in the Labor Market. Annual Review of Sociology, 2003, No. 29(1), 135–165. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.29.010202.100030

Hanushek E.A., Woessmann L. The Role of Cognitive Skills in Economic Development. Journal of Economic Literature, 2008, No. 46(3), 607–668. DOI: https://doi.org/10.1257/jel.46.3.607

Hauser R. Meritocracy, cognitive ability, and the sources of occupational success. Madison: The Uni-versity of Wisconsin-Madison, 2002.

Hyde J.H. Women in Science and Mathematics. Biological, Social, and Organizational Components of Success for Women in Academic Science and Engineering. Washington, D.C.: National Academies Press, 2006.

Intelligence. In: APA Dictionary of Psychology. 2018c. https://dictionary.apa.org/intelligence

Jensen A.R. The g Factor: The Science of Mental Ability. Westport, Conn: Praeger, 1998.

Johnson W., Bouchard T.J. Sex differences in mental abilities: g masks the dimensions on which they lie. Intelligence, 2007, No. 35(1), 23–39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.03.012

Jones W.A., Liu K., Bell L.F. Examining the Inclusiveness of Intercollegiate Team Climate and Its Influence on Student-Athletes’ Cross-Racial Interactions. Journal of College Student Development, 2017, No. 58(4), 564–582. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.2017.0043

Kelly A. Gender differences in teacher–pupil interactions: a meta-analytic review. Research in Educa-tion, 1988, No. 39(1), 1–23. DOI: https://doi.org/10.1177/003452378803900101

Komissarov A.G., Stepashkina E.A., Soboleva O.B., Guzhelya D.Yu., Seleznev P.S. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 2022, No. 12(6), 53–62. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-53-62 (In Russian)

Levy F., Murnane J.R. Dancing with robots: human skills for computerized work. Washington, D.C.: Third Way, 2013.

Lindberg S.M., Hyde J.S., Petersen J.L., Linn M.C. New Trends in Gender and Mathematics Per-formance: A Meta-Analysis. Psychological bulletin, 2010, No. 136(6), 1123–1135. DOI: https://doi.org/10.1037/a0021276

Lynn R. The social ecology of intelligence in the British Isles. British Journal of Social & Clinical Psychology, 1979, No. 18(1), 1–12. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8260.1979.tb00297.x

Lynn R., Cheng H., Grigoriev A.A. Differences in the intelligence of 15 year olds in 42 provinces and cities of the Russian Federation and Their Economic, Social and Geographical Correlates. Man-kind Quarterly, 2017, No. 57(4), 659–668. DOI: https://doi.org/10.46469/mq.2017.57.4.9

Lynn R., Irwing P. Sex differences in mental arithmetic, digit span, and g defined as working memory capacity. Intelligence, 2008, No. 36(3), 226–235. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2007.06.002

Nisbett R.E., Aronson J., Blair C., Dickens W., Flynn J., Halpern D.F., Turkheimer E. Intelligence: New findings and theoretical developments. American Psychologist, 2012, No. 67(2), 130–159. DOI: https://doi.org/10.1037/a0026699

Paglin M., Rufolo A.M. Heterogeneous Human Capital, Occupational Choice, and Male-Female Earnings Differences. Journal of Labor Economics, 1990, No. 8(1), 123–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/298239

Pietschnig J., Penke L., Wicherts J.M., Zeiler M., Voracek M. Meta-analysis of associations between human brain volume and intelligence differences: How strong are they and what do they mean? Neu-roscience & Biobehavioral Reviews, 2015, No. 57, 411–432. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2015.09.017

Razumnikova O.V. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2022, No. 19(1), 8–25. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-8-25 (In Russian)

Ritchie S.J., Tucker-Drob E.M. How Much Does Education Improve Intelligence? A Meta-Analysis. Psychological Science, 2018, No. 29(8), 1358–1369. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797618774253

Roshchin S.Yu., Rudakov V.N. Voprosy obrazovaniya, 2015, No. 1, 137–181. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-137-181 (In Russian)

Roth B., Becker N., Romeyke S., Schäfer S., Domnick F., Spinath F.M. Intelligence and school grades: A meta-analysis. Intelligence, 2015, No. 53, 118–137. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797618774253

Schmidt F.L., Hunter J. General Mental Ability in the World of Work: Occupational Attainment and Job Performance. Journal of Personality and Social Psychology, 2004, No. 86(1), 162–173. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.86.1.162

Schooler C., Mulatu M.S., Oates G. Occupational Self‐Direction, Intellectual Functioning, and Self‐Directed Orientation in Older Workers: Findings and Implications for Individuals and Societies. American Journal of Sociology, 2004, No. 110(1), 161–197. DOI: https://doi.org/10.1086/385430

Slepko Yu.N. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2016, No. 3, 211–216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26944378 (In Russian)

Smart E.L., Gow A.J., Deary I.J. Occupational complexity and lifetime cognitive abilities. Neurology, 2014, No. 83(24), 2285–2291. DOI: https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000001075

Sörberg W.A., Zeebari Z., Lager A., Gunnell D., Allebeck P., Falkstedt D. Suicide attempt predicted by academic performance and childhood IQ: a cohort study of 26 000 children. Acta Psychiatrica Scandinavica, 2018, No. 137(4), 277–286. DOI: https://doi.org/10.1111/acps.12817

Sörman D.E., Hansson P., Pritschke I., Ljungberg J.K. Complexity of Primary Lifetime Occupation and Cognitive Processing. Frontiers in Psychology, 2019, No. 10. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01861

Soysub A., Jarinto K. The Effects of Multiple Intelligent (iq, Eq, and Aq) on Employee Performance: A Case of Abc Automotive Co., Ltd. RMUTT Global Business Accounting and Finance Review, 2018, No. 2(1). URL: http://www.search.rmutt.ac.th/index.php/gbafr/article/view/1104

Specific ability. In: APA Dictionary of Psychology. 2018d. https://dictionary.apa.org/specific-ability

Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A meta-analytic review of longitudinal research. Intelligence, 2007, No. 35(5), 401–426. DOI: https://doi.org/10.1016/j.intell.2006.09.004

Tikhomirova I.V., Shlyakhta N.F. Psikhologiya obucheniya, 2007, No. 8, 37–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=10018686 (In Russian)

Tozer A.H.D., Larwood H.J.C. The Changes in Intelligence Test Score of Students Between the Be-ginning and End of Their University Courses. British Journal of Educational Psychology, 1958, No. 28(2), 120–128. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-8279.1958.tb01432.x

Vajargah K.F., Masoomehnikbakht. Application Remlmodel and Determining Cut Off of Icc by Mul-ti-Level Model Based on Markov Chains Simulation in Health. Indian Journal of Fundamental and Applied Life Sciences, 2015, No. 5(S2), 1432–1448.

Voronova A.V. Vysheishaya Shkola: Navukova-Metadychny І Publіtsystychny Chasopіs, 2017, No. 122(6), 58–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35684649 (In Russian)

Weiss E.M., Kemmler G., Deisenhammer E.A., Fleischhacker W.W., Delazer M. Sex differences in cognitive functions. Personality and Individual Differences, 2003, No. 35(4), 863–875. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00288-X

Wilk S.L., Sackett P.R. Longitudinal Analysis of Ability-Job Complexity Fit and Job Change. Per-sonnel Psychology, 1996, No. 49(4), 937–967. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1996.tb02455.x

Woessmann L. The Economic Case for Education. Education Economics, 2016, No. 24(1), 3–32. DOI: https://doi.org/10.1080/09645292.2015.1059801

Число просмотров

Просмотров: 197

Опубликован

11.10.2024

Как цитировать

Соболева, О., Степашкина, Е., Гужеля, Д., & Ваза, А. (2024). Способность к анализу информации у студентов российских вузов: эффект социально-демографических характеристик. Психологические исследования, 17(96), 2. https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1621

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования