Психологическая классификация русских пословиц и поговорок о практиках безопасности

Авторы

  • Татьяна Краснянская Московский гуманитарный университет, Москва, Россия
  • Валерий Тылец Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1625

Ключевые слова:

безопасность, паремия, пословица, поговорка, способ познания

Аннотация

Овладение практиками безопасности – актуальный навык в условиях, когда воспроизводятся различные угрозы благополучию общества и каждого отдельного человека. По устойчивости можно выделить социокультурные практики безопасности, представленные в соответствующих предметных паремиях: пословицах и поговорках. Цель исследования – дифференцировать русские пословицы и поговорки о практиках безопасности по их ориентации на ведущий способ познания русскими и русскоговорящими реципиентами. Предполагалось, что пословицы и поговорки о практиках безопасности, соответствующие ведущему способу познания реципиента, воспринимаются им более полезными в жизни, чем прочие. Методами исследования выступили ассоциативный эксперимент, экспертная оценка, тестирование и субъективное ранжирование. Выборку образовали 100 человек в возрасте 19–20 лет – русские и русскоговорящие студенты ряда столичных и региональных вузов России. По итогам исследования был составлен массив пословиц и поговорок о практиках безопасности, используемых с большей или меньшей интенсивностью современными русскими и русскоговорящими респондентами студенческого возраста. Пословицы и поговорки о практиках безопасности можно разделить на четыре группы по их ориентации на ведущий способ познания возможных реципиентов: мышление, ощущения, эмоции и интуицию. Существует ряд лексических особенностей каждой группы пословиц и поговорок, позволяющих осуществить соответствующую дифференциацию данных предметных паремий. Оценка полезности в жизни пословиц и поговорок о практиках безопасности дается реципиентами с учетом доминирующего способа познания. Наиболее высокая оценка данных предметных пословиц и поговорок, ориентированных на мышление, принадлежит реципиентам мыслительного способа познания; ориентированных на ощущения – реципиентам сенсорного способа познания; ориентированных на эмоции – реципиентам чувственного способа познания; ориентированных на интуицию – реципиентам интуитивного способа познания. Исследование дает возможность использовать соответствующие предметные паремии в образовательных и воспитательных практиках, направленных на повышение субъектной компетентности в области безопасности. Выявленная связь этих паремий с психическими особенностями реципиентов открывает новый пласт междисциплинарного потенциала психологии безопасности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Татьяна Краснянская, Московский гуманитарный университет, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, социальной психологии и истории психологии, Московский гуманитарный университет (АНО ВО МосГУ), ул. Юности, д. 5, 111395 Москва, Россия.

Валерий Тылец, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

Доктор психологических наук, профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), ул. Остоженка, д. 38, стр. 1, 119034 Москва, Россия.

Литература

Alami A., Zahedi M., Krancher O. Antecedents of psychological safety in agile software develop-ment teams. Information and Software Technology, 2023, No. 162. doi:10.1016/j.infsof.2023.107267

Antonovskii A.V., Bysyuk A.S. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika, 2023, 3(8), 1–14. doi:10.12737/2500-0543-2023-8-3-1-14 (in Russian)

Bogdanov V.V., Mazhinskii S.V., Nozdrachev K.G. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teo-rii i praktiki. Ser.: Poznanie, 2022, No. 11, 13–23. doi:10.37882/2500-3682.2022.11.02 (in Russian)

Briggs I., Maiers P. MBTI: opredelenie tipov. U kazhdogo svoi dar. Moscow: Kar'era Press, 2014. (in Russian)

Budyakova T.P., Pronina A.N. Uspekhi gerontologii, 2023, 4(36), 462–471. doi:10.34922/AE.2023.36.4.002 (in Russian)

Bylevskii P.G. Kul'tura i iskusstvo, 2023, No. 8, 39–49. doi:10.7256/2454-0625.2023.8.43846 (in Russian)

Carmeli A., Brueller D., Dutton J.E. Learning behaviors in the workplace: The role of high-quality interpersonal relationships and psychological safety. Systems Research and Behavioral Science, 2009, No. 26, 81–98. doi:10.1002/sres.

Carmeli A., Gittel J.H. High-quality relationships, psychological safety, and learning from failures in work organizations. Journal of Organizational Behavior, 2009, No. 30, 709–729. doi:10.1002/job.565

Chandrasekaran A., Mishra A. Task design, team context, and psychological safety: An empirical analysis of R&D projects in high technology organizations. Production and Operations Management, 2012, No. 21, 977–996. doi:10.1111/j.1937-5956.2012.01329.x

Cladis F.P, Hudson M., Goh J. Psychological safety in the perioperative environment: a cost-consequence analysis. BMJ Leader. 2024, No. 0, 1–7. doi:10.1136/leader-2023-000935

Dubrovina I.V. Ob individual'nykh osobennostyakh shkol'nikov. Moscow: Znanie, 1975. (in Russian)

Finogenova T.A. In: T.N. Berezina, A.V. Litvinova (Eds.), Lichnostnye resursy antistareniya. Mos-cow: Rusains, 2024. pp. 81–91. (in Russian)

Frazier M.L., Fainshmidt S., Klinger R.L., Pezeshkan A., Vracheva V. Psychological safety: a meta-analytic review and extension. Personnel Psychology, 2017, No. 70, 113–165. doi:10.1111/peps.12183

Gong Z., Yang J., Gilal F.G., Van Swol L.M., Yin K. Repairing Police Psychological Safety: The Role of Career Adaptability, Feedback Environment, and Goal-Self Concordance Based on the Con-servation of Resources Theory. SAGE Open, 2020, 10(2). doi:10.1177/2158244020919510

Jung C.G. Psychologische Typen. Zürich: Lemniscaat Publishers, 1921.

Karyakina V.L., Gladysheva A.S. Povolzhskii pedagogicheskii vestnik, 2019, 2(23), 71–74. (in Russian)

Krasnoshtanova N.N. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika, 2023, 4(8), 167–178. doi: 10.12737/2500-0543-2023-8-4-167-178 (in Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psikhologiya i pravo, 2023, 3(13), 108–118. doi: 10.17759/psylaw.2023130308 (in Russian)

Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. In: A.L. Zhuravlev, E.V. Kharitonova, E.N. Kholondovich (Eds.), Istoricheskaya psikhologiya: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2020. pp. 432–442. doi:10.38098/thry.2020.25.72.037 (in Russian)

Luriya A.R. Yazyk i soznanie. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1979. (in Russian)

Malikov R.Sh., Gazizova F.S., Khazratova F.V. Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk, 2018, 12(2), 268–271. (in Russian)

Mal'tseva T.V., Pozdnyakov V.M. In: T.N. Berezina, A.V. Litvinova (Eds.), Lichnostnye resursy an-tistareniya. Moscow: Rusains, 2024. pp. 92–100. (in Russian)

O’Donovan R., Van Dun D., McAulie E. Measuring psychological safety in healthcare teams: Devel-oping an observational measure to complement survey methods. BMC Medical Research Methodolo-gy, 2020, No. 20, 203. doi:10.1186/s12874-020-01066-z

Prykhodko I.I., Bielai S.V., Hrynzovskyi A.M., Zhelaho A.М., Hodlevskyi S.O., Kalashchenko S.I. Medical and psychological aspects of safety and adaptation of military personnel to extreme condi-tions. Wiadomości Lekarskie, 2020, No. 73, 679–683. doi:10.36740/WLek202004110

Romanova N.R. PhD dissertation (Psychology). Ivanovskij gosudarstvennyj universitet, Ivanovo, 2003. (in Russian)

Santhi K. Psychological Safety: What it is, why teams need it, and how to make it flourish. Education and Clinical Practice: Special Features. CHEST Reviews, 2023, 165(4), 942–949. doi:10.1016/j.chest.2023.11.016

Sergeev V.N. Vestnik Universiteta grazh-danskoi zashchity MChS Belarusi, 2023, 4(17), 458–475. doi:10.33408/2519-237X.2023.7-4.458 (in Russian)

Shabanov A.G. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2023, No. 4, 35–45. doi:10.15293/1813-4718.2304.04 (in Russian)

Tatarnikova T.M., Bogdanov P.Yu. Nauchno-tekhnicheskii vestnik informatsionnykh tekhnologii, mekhaniki i optiki, 2021, 1(21), 85–91. doi:10.17586/2226-1494-2021-21-1-85-91 (in Russian)

Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya, 2023, 2(15), 18–31. doi:10.17759/psyedu.2023150202 (in Russian)

Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Psikho-logiya i pedagogika, 2022, 1(19), 71–85. doi:10.22363/2313-1683-2022-19-1-71-85 (in Russian)

Tylets V.G., Krasnyanskaya T.M., Kolinichenko I.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2023, 16(89). (in Russian)

Vashurina E.D., Bazarov T.Yu. Organizatsionnaya psikhologiya, 2020, 3(10), 185–206. (in Russian)

Vel'dina Yu.V., Yasarevskaya O.N., Komarova E.Yu., Kulikova Yu.N. Global'nyi nauchnyi potentsial, 2022, 8(137), 157–160. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 52

Опубликован

11.10.2024

Как цитировать

Краснянская, Т., & Тылец, В. (2024). Психологическая классификация русских пословиц и поговорок о практиках безопасности. Психологические исследования, 17(96), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v17i96.1625

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)