Роль рабочей памяти в механизме эффекта контекстной подсказки: исследование методом регистрации движений глаз

Авторы

  • Ксения Сигнаевская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Елена Горбунова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1658

Ключевые слова:

рабочая память, эффект контекстной подсказки, имплицитное научение, зрительный поиск, айтрекинг

Аннотация

В статье рассмотрен эффект контекстной подсказки в условиях разных степеней загрузки объектной рабочей памяти (РП). В соответствии с ним повторная встреча с определенной конфигурацией целевых объектов и дистракторов приводит к уменьшению времени поиска цели. При этом испытуемые не могут отличить старые конфигурации от новых, что позволяет предположить имплицитность этого эффекта. Существует теория раннего и теория позднего локуса контекстной подсказки: если следовать первой из них, эффект возникает до того, как цель была обнаружена; если следовать второй – эффект возникает после того, как цель была обнаружена. Эти представления согласуются с различением процессов гайденса и верификации в зрительном поиске. Предыдущие исследования показали неоднозначные результаты о влиянии зрительной РП на возникновение эффекта контекстной подсказки, также в них не использовался айтрекер для изучения роли РП в появлении этого эффекта. Мы провели эксперимент для выявления паттернов, которые возникают в ходе выполнении двойной задачи, объединяющей зрительный поиск и загрузку объектной РП. Время реакции, количество фиксаций и длительность фиксаций на цели были зависимыми переменными. Результаты исследования продемонстрировали, что по показателям времени реакции и количества фиксаций эффект контекстной подсказки уменьшался с увеличением степени загрузки объектной РП, в то время как по показателям переменной длительности фиксаций на цели эффект был устойчив к любой степени загрузки объектной РП. Результат подтверждает, что по показателям времени реакции и количества фиксаций на цели загрузка РП приводит к нарушению гайденса, следовательно, к исчезновению эффекта контекстной подсказки, в то время как длительность фиксации на цели не зависит от загрузки РП, хоть и отражает возникновение этого эффекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ксения Сигнаевская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Стажер-исследователь научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Елена Горбунова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии, заведующая научно-учебной лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия.

Литература

Морошкина Н. В., Гершкович В. А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2014, No. 4, 14–24.

Уточкин И. С., Юревич М. А., Булатова М. Е. Зрительная рабочая память: методы, исследова-ния, теории. Российский журнал когнитивной науки, 2016, 3(3), 58–76.

Annac E., Manginelli A.A., Pollmann S., Shi Z., Müller H.J., Geyer T. Memory under pressure: Sec-ondary-task effects on contextual cueing of visual search. Journal of Vision, 2013, 13(6), 1–15. doi:10.1167/13.13.6

Annac E., Zang X., Müller H.J., Geyer T. A secondary task is not always costly: Context-based guid-ance of visual search survives interference from a demanding working memory task. British journal of psychology, 2019, 110(2), 381–399. doi:10.1111/bjop.12346

Baddeley A., Hitch G. Developments in the concept of working memory. Neuropsychology, 1994, 8(4), 485–493. doi:10.1037/0894-4105.8.4.485

Baddeley A., Hitch G. Working memory. Psychology of Learning and Motivation, 1974, Vol. 8, 47–89. doi:10.1016/S0079-7421(08)60452-1

Baddeley A. The episodic buffer: a new component of working memory? Trends in Cognitive Scienc-es, 2000, 4(11), 417–423. doi:10.1016/s1364-6613(00)01538-2

Bennett I.J., Barnes K.A., Howard J.H. Jr., Howard D.V. An abbreviated implicit spatial context learning task that yields greater learning. Behavior research methods, 2009, 41(2), 391–395. doi:10.3758/BRM.41.2.391

Biederman I. Perceiving real-world scenes. Science, 1972, 177(4043), 77–80. doi:10.1126/science.177.4043.77

Brady T.F., Chun M.M. Spatial constraints on learning in visual search: Modeling contextual cuing. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007, 33(4), 798–815. doi:10.1037/0096-1523.33.4.798

Brady T.F., Konkle T., Alvarez G.A. A review of visual memory capacity: Beyond individual items and toward structured representations. Journal of vision, 2011, 11(5), 4. doi:10.1167/11.5.4

Chai W.J., Abd Hamid A.I., Abdullah J.M. Working memory from the psychological and neurosci-ences perspectives: A review. Frontiers in Psychology, 2018, 9. doi:10.3389/fpsyg.2018.00401

Chaumon M., Drouet V., Tallon-Baudry C. Unconscious associative memory affects visual pro-cessing before 100 ms. Journal of Vision, 2008, 8(3), 1–10. doi:10.1167/8.3.10

Chen M., Wang C., Sclodnick B., Zhao G., Liu X. Executive working memory involved in the learn-ing of contextual cueing effect. Experimental Brain Research, 2019, Vol. 237, 3059–3070. doi:10.1007/s00221-019-05643-7

Chun M.M., Jiang Y. Contextual cueing: Implicit learning and memory of visual context guides spa-tial attention. Cognitive Psychology, 1998, 36(1), 28–71. doi:0.1006/cogp.1998.0681

Courtney S.M., Ungerleider L.G., Keil K., Haxby J.V. Object and Spatial Visual Working Memory Activate Separate Neural Systems in Human Cortex. Cerebral Cortex, 1996, 6(1), 39–49. doi:10.1093/cercor/6.1.39

Cowan N. The Magical Mystery Four. Current Directions in Psychological Science, 2010, 19(1), 51–57. doi:10.1177/0963721409359277

Desimone R., Duncan J. Neural mechanisms of selective visual attention. Annual Review of Neuro-science, 1995, 18(1), 193–222.

Duncan J. Selective attention and the organization of visual information. Journal of Experimental Psy-chology: General, 1984, 113(4), 501–517. doi:10.1037/0096-3445.113.4.501

Harris A.M., Remington R.W. Contextual cueing improves attentional guidance, even when guidance is supposedly optimal. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2017, 43(5), 926–940. doi:10.1037/xhp0000394

Horowitz T.S., Wolfe J.M. Visual search has no memory. Nature, 1998, 394(6693), 575–577. doi:10.1038/29068

Kunar M.A., Flusberg S., Horowitz T.S., Wolfe J.M. Does contextual cuing guide the deployment of attention? Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007, 33(4), 816–828. doi:10.1037/0096-1523.33.4.816

Lleras A., Von Mühlenen A. Spatial context and top-down strategies in visual search. Spatial vision, 2004, 17(4–5), 465–482. doi:10.1163/1568568041920113

Luck S., Vogel E. The capacity of visual working memory for features and conjunctions. Nature, 1997, 390(6657), 279–281. doi:10.1038/36846

Ma W.J., Husain M., Bays P.M. Changing concepts of working memory. Nature neuroscience, 2014, 17(3), 347–356. doi:10.1038/nn.3655

Mance I., Vogel E.K. Visual working memory. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 2013, 4(2), 179–190. doi:10.1002/wcs.1219

Manelis A., Reder L.M. Procedural learning and associative memory mechanisms contribute to con-textual cueing: Evidence from fMRI and eye-tracking. Learning and memory (Cold Spring Harbor, N.Y.), 2012, 19(11), 527–534. doi:10.1101/lm.025973.112

Manginelli A.A., Langer N., Klose D., Pollmann S. Contextual cueing under working memory load: Selective interference of visuospatial load with expression of learning. Attention, Perception, and Psy-chophysics, 2013, 75(6), 1103–1117. doi:10.3758/s13414-013-0466-5

Maxfield J.T., Zelinsky G.J. Searching through the hierarchy: How level of target categorization af-fects visual search. Visual Cognition, 2012, 20(10), 1153–1163. doi:10.1080/13506285.2012.735718

Olson I.R., Chun M.M. Perceptual constraints on implicit learning of spatial context. Visual Cogni-tion, 2002, 9(3), 273–302. doi:10.1080/13506280042000162

Reber P.J. The neural basis of implicit learning and memory: A review of neuropsychological and neuroimaging research. Neuropsychologia, 2013, 51(10), 2026–2042. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2013.06.019

Peterson M., Kramer A. Attentional guidance of the eyes by contextual information and abrupt onsets. Perception and Psychophysics, 2001, Vol. 63, 1239–1249. doi:10.3758/bf03194537

Seger C.A. Implicit learning. Psychological Bulletin, 1994, 115(2), 163–196. doi:10.1037/0033-2909.115.2.163

Sisk C.A., Remington R.W., Jiang Y.V. Mechanisms of contextual cueing: A tutorial re-view. Attention, perception and psychophysics, 2019, 81(8), 2571–2589. doi:10.3758/s13414-019-01832-2

Smith E.E., Jonides J., Koeppe R.A., Awh E., Schumacher E.H., Minoshima S. Spatial versus object working memory: PET investigations. Journal of Cognitive Neuroscience, 1995, 7(3), 337–356. doi:10.1162/jocn.1995.7.3.337

Travis S. L., Mattingley, J. B., Dux, P. E. On the role of working memory in spatial contextual cue-ing. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2013, 39(1), 208–219. doi:10.1037/a0028644

Ungerleider L.G., Courtney S.M., Haxby J.V. A neural system for human visual working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 1998, 95(3), 883–890. doi:10.1073/pnas.95.3.883

Vickery T.J., Sussman R.S., Jiang Y.V. Spatial context learning survives interference from working memory load. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2010, 36(6), 1358–1371. doi:10.1037/a0020558

Vadillo M.A., Konstantinidis E., Shanks D.R. Underpowered samples, false negatives, and uncon-scious learning. Psychonomic Bulletin and Review, 2016, 23(1), 87–102. doi:10.3758/s13423-015-0892-6

Vicente-Conesa F., Giménez-Fernández T., Shanks D.R., Vadillo M.A. The role of working memory in contextual cueing of visual attention. Cortex: A Journal Devoted to the Study of the Nervous Sys-tem and Behavior, 2022, Vol. 154, 287–298. doi:10.1016/j.cortex.2022.05.019

Wolfe J.M. Guided Search 6.0: An updated model of visual search. Psychonomic bulletin and review, 2021, 28(4), 1060–1092. doi:10.3758/s13423-020-01859-9

Wolfe J.M., Horowitz T.S. Five Factors that Guide Attention in Visual Search. Nature human behav-iour, 2017, 1(3), 0058. doi:10.1038/s41562-017-0058

Zhang W., Luck S.J. Discrete fixed-resolution representations in visual working memory. Nature, 2008, 453(7192), 233–235. doi:10.1038/nature06860

Zhao G., Liu Q., Jiao J., Zhou P., Li H., Sun H.-J. Dual-state modulation of the contextual cueing ef-fect: Evidence from eye movement recordings. Journal of Vision, 2012, 12(6), 11. doi:10.1167/12.6.11

Число просмотров

Просмотров: 80

Опубликован

21.01.2025

Как цитировать

Сигнаевская, К., & Горбунова, Е. (2025). Роль рабочей памяти в механизме эффекта контекстной подсказки: исследование методом регистрации движений глаз. Психологические исследования, 17(97), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1658

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)