Роль рабочей памяти в механизме эффекта контекстной подсказки: исследование методом регистрации движений глаз
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1658Ключевые слова:
рабочая память, эффект контекстной подсказки, имплицитное научение, зрительный поиск, айтрекингАннотация
В статье рассмотрен эффект контекстной подсказки в условиях разных степеней загрузки объектной рабочей памяти (РП). В соответствии с ним повторная встреча с определенной конфигурацией целевых объектов и дистракторов приводит к уменьшению времени поиска цели. При этом испытуемые не могут отличить старые конфигурации от новых, что позволяет предположить имплицитность этого эффекта. Существует теория раннего и теория позднего локуса контекстной подсказки: если следовать первой из них, эффект возникает до того, как цель была обнаружена; если следовать второй – эффект возникает после того, как цель была обнаружена. Эти представления согласуются с различением процессов гайденса и верификации в зрительном поиске. Предыдущие исследования показали неоднозначные результаты о влиянии зрительной РП на возникновение эффекта контекстной подсказки, также в них не использовался айтрекер для изучения роли РП в появлении этого эффекта. Мы провели эксперимент для выявления паттернов, которые возникают в ходе выполнении двойной задачи, объединяющей зрительный поиск и загрузку объектной РП. Время реакции, количество фиксаций и длительность фиксаций на цели были зависимыми переменными. Результаты исследования продемонстрировали, что по показателям времени реакции и количества фиксаций эффект контекстной подсказки уменьшался с увеличением степени загрузки объектной РП, в то время как по показателям переменной длительности фиксаций на цели эффект был устойчив к любой степени загрузки объектной РП. Результат подтверждает, что по показателям времени реакции и количества фиксаций на цели загрузка РП приводит к нарушению гайденса, следовательно, к исчезновению эффекта контекстной подсказки, в то время как длительность фиксации на цели не зависит от загрузки РП, хоть и отражает возникновение этого эффекта.
Скачивания
Литература
Морошкина Н. В., Гершкович В. А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2014, No. 4, 14–24.
Уточкин И. С., Юревич М. А., Булатова М. Е. Зрительная рабочая память: методы, исследова-ния, теории. Российский журнал когнитивной науки, 2016, 3(3), 58–76.
Annac E., Manginelli A.A., Pollmann S., Shi Z., Müller H.J., Geyer T. Memory under pressure: Sec-ondary-task effects on contextual cueing of visual search. Journal of Vision, 2013, 13(6), 1–15. doi:10.1167/13.13.6
Annac E., Zang X., Müller H.J., Geyer T. A secondary task is not always costly: Context-based guid-ance of visual search survives interference from a demanding working memory task. British journal of psychology, 2019, 110(2), 381–399. doi:10.1111/bjop.12346
Baddeley A., Hitch G. Developments in the concept of working memory. Neuropsychology, 1994, 8(4), 485–493. doi:10.1037/0894-4105.8.4.485
Baddeley A., Hitch G. Working memory. Psychology of Learning and Motivation, 1974, Vol. 8, 47–89. doi:10.1016/S0079-7421(08)60452-1
Baddeley A. The episodic buffer: a new component of working memory? Trends in Cognitive Scienc-es, 2000, 4(11), 417–423. doi:10.1016/s1364-6613(00)01538-2
Bennett I.J., Barnes K.A., Howard J.H. Jr., Howard D.V. An abbreviated implicit spatial context learning task that yields greater learning. Behavior research methods, 2009, 41(2), 391–395. doi:10.3758/BRM.41.2.391
Biederman I. Perceiving real-world scenes. Science, 1972, 177(4043), 77–80. doi:10.1126/science.177.4043.77
Brady T.F., Chun M.M. Spatial constraints on learning in visual search: Modeling contextual cuing. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007, 33(4), 798–815. doi:10.1037/0096-1523.33.4.798
Brady T.F., Konkle T., Alvarez G.A. A review of visual memory capacity: Beyond individual items and toward structured representations. Journal of vision, 2011, 11(5), 4. doi:10.1167/11.5.4
Chai W.J., Abd Hamid A.I., Abdullah J.M. Working memory from the psychological and neurosci-ences perspectives: A review. Frontiers in Psychology, 2018, 9. doi:10.3389/fpsyg.2018.00401
Chaumon M., Drouet V., Tallon-Baudry C. Unconscious associative memory affects visual pro-cessing before 100 ms. Journal of Vision, 2008, 8(3), 1–10. doi:10.1167/8.3.10
Chen M., Wang C., Sclodnick B., Zhao G., Liu X. Executive working memory involved in the learn-ing of contextual cueing effect. Experimental Brain Research, 2019, Vol. 237, 3059–3070. doi:10.1007/s00221-019-05643-7
Chun M.M., Jiang Y. Contextual cueing: Implicit learning and memory of visual context guides spa-tial attention. Cognitive Psychology, 1998, 36(1), 28–71. doi:0.1006/cogp.1998.0681
Courtney S.M., Ungerleider L.G., Keil K., Haxby J.V. Object and Spatial Visual Working Memory Activate Separate Neural Systems in Human Cortex. Cerebral Cortex, 1996, 6(1), 39–49. doi:10.1093/cercor/6.1.39
Cowan N. The Magical Mystery Four. Current Directions in Psychological Science, 2010, 19(1), 51–57. doi:10.1177/0963721409359277
Desimone R., Duncan J. Neural mechanisms of selective visual attention. Annual Review of Neuro-science, 1995, 18(1), 193–222.
Duncan J. Selective attention and the organization of visual information. Journal of Experimental Psy-chology: General, 1984, 113(4), 501–517. doi:10.1037/0096-3445.113.4.501
Harris A.M., Remington R.W. Contextual cueing improves attentional guidance, even when guidance is supposedly optimal. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2017, 43(5), 926–940. doi:10.1037/xhp0000394
Horowitz T.S., Wolfe J.M. Visual search has no memory. Nature, 1998, 394(6693), 575–577. doi:10.1038/29068
Kunar M.A., Flusberg S., Horowitz T.S., Wolfe J.M. Does contextual cuing guide the deployment of attention? Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2007, 33(4), 816–828. doi:10.1037/0096-1523.33.4.816
Lleras A., Von Mühlenen A. Spatial context and top-down strategies in visual search. Spatial vision, 2004, 17(4–5), 465–482. doi:10.1163/1568568041920113
Luck S., Vogel E. The capacity of visual working memory for features and conjunctions. Nature, 1997, 390(6657), 279–281. doi:10.1038/36846
Ma W.J., Husain M., Bays P.M. Changing concepts of working memory. Nature neuroscience, 2014, 17(3), 347–356. doi:10.1038/nn.3655
Mance I., Vogel E.K. Visual working memory. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 2013, 4(2), 179–190. doi:10.1002/wcs.1219
Manelis A., Reder L.M. Procedural learning and associative memory mechanisms contribute to con-textual cueing: Evidence from fMRI and eye-tracking. Learning and memory (Cold Spring Harbor, N.Y.), 2012, 19(11), 527–534. doi:10.1101/lm.025973.112
Manginelli A.A., Langer N., Klose D., Pollmann S. Contextual cueing under working memory load: Selective interference of visuospatial load with expression of learning. Attention, Perception, and Psy-chophysics, 2013, 75(6), 1103–1117. doi:10.3758/s13414-013-0466-5
Maxfield J.T., Zelinsky G.J. Searching through the hierarchy: How level of target categorization af-fects visual search. Visual Cognition, 2012, 20(10), 1153–1163. doi:10.1080/13506285.2012.735718
Olson I.R., Chun M.M. Perceptual constraints on implicit learning of spatial context. Visual Cogni-tion, 2002, 9(3), 273–302. doi:10.1080/13506280042000162
Reber P.J. The neural basis of implicit learning and memory: A review of neuropsychological and neuroimaging research. Neuropsychologia, 2013, 51(10), 2026–2042. doi:10.1016/j.neuropsychologia.2013.06.019
Peterson M., Kramer A. Attentional guidance of the eyes by contextual information and abrupt onsets. Perception and Psychophysics, 2001, Vol. 63, 1239–1249. doi:10.3758/bf03194537
Seger C.A. Implicit learning. Psychological Bulletin, 1994, 115(2), 163–196. doi:10.1037/0033-2909.115.2.163
Sisk C.A., Remington R.W., Jiang Y.V. Mechanisms of contextual cueing: A tutorial re-view. Attention, perception and psychophysics, 2019, 81(8), 2571–2589. doi:10.3758/s13414-019-01832-2
Smith E.E., Jonides J., Koeppe R.A., Awh E., Schumacher E.H., Minoshima S. Spatial versus object working memory: PET investigations. Journal of Cognitive Neuroscience, 1995, 7(3), 337–356. doi:10.1162/jocn.1995.7.3.337
Travis S. L., Mattingley, J. B., Dux, P. E. On the role of working memory in spatial contextual cue-ing. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2013, 39(1), 208–219. doi:10.1037/a0028644
Ungerleider L.G., Courtney S.M., Haxby J.V. A neural system for human visual working memory. Proceedings of the National Academy of Sciences, 1998, 95(3), 883–890. doi:10.1073/pnas.95.3.883
Vickery T.J., Sussman R.S., Jiang Y.V. Spatial context learning survives interference from working memory load. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 2010, 36(6), 1358–1371. doi:10.1037/a0020558
Vadillo M.A., Konstantinidis E., Shanks D.R. Underpowered samples, false negatives, and uncon-scious learning. Psychonomic Bulletin and Review, 2016, 23(1), 87–102. doi:10.3758/s13423-015-0892-6
Vicente-Conesa F., Giménez-Fernández T., Shanks D.R., Vadillo M.A. The role of working memory in contextual cueing of visual attention. Cortex: A Journal Devoted to the Study of the Nervous Sys-tem and Behavior, 2022, Vol. 154, 287–298. doi:10.1016/j.cortex.2022.05.019
Wolfe J.M. Guided Search 6.0: An updated model of visual search. Psychonomic bulletin and review, 2021, 28(4), 1060–1092. doi:10.3758/s13423-020-01859-9
Wolfe J.M., Horowitz T.S. Five Factors that Guide Attention in Visual Search. Nature human behav-iour, 2017, 1(3), 0058. doi:10.1038/s41562-017-0058
Zhang W., Luck S.J. Discrete fixed-resolution representations in visual working memory. Nature, 2008, 453(7192), 233–235. doi:10.1038/nature06860
Zhao G., Liu Q., Jiao J., Zhou P., Li H., Sun H.-J. Dual-state modulation of the contextual cueing ef-fect: Evidence from eye movement recordings. Journal of Vision, 2012, 12(6), 11. doi:10.1167/12.6.11
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.