Функциональная грамотность как мера интеллекта: новые эмпирические свидетельства
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1659Ключевые слова:
функциональная грамотность, интеллект, g-фактор, общая когнитивная способность, грамотностьАннотация
Работа направлена на изучение возможности интерпретации результатов тестирования по функциональной грамотности в терминах оценки интеллекта. В исследовании приняли участие студенты первого курса одного из вузов г. Москвы (n = 150). Для оценки функциональной грамотности использовались задания из открытого банка заданий, разработанных в рамках проекта «Мониторинг функциональной грамотности учащихся», для оценки невербального интеллекта — прогрессивные матрицы Равена. Полученные результаты позволяют говорить о том, что операциональные определения «функциональная грамотность» и «интеллект» имеют высокую степень семантического сходства. Также было показано, что данные оценки функциональной грамотности лучше согласуются с бифакторной психометрической моделью, а выделенный на ее основе общий фактор (g-фактор) имеет умеренно-тесную корреляцию с измерением невербального интеллекта с помощью прогрессивных матриц Равена. Отмечается, что все результаты, взятые в совокупности, позволяют интерпретировать результаты оценки функциональной грамотности в терминах оценки общего фактора интеллекта.
Скачивания
Литература
Bader M., Jobst L.J., Moshagen M. Sample size requirements for bifactor models. Structural Equa-tion Modeling: A Multidisciplinary Journal, 2022, No. 29(5), 772–783. DOI:10.1080/10705511.2021.2019587
Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formi-rovaniya funktsional’noi gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul’taty. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, No. 1(4), 13–33. (In Rus.)
Bojanowski P. et al. Enriching word vectors with subword information. Transactions of the associa-tion for computational linguistics, 2017, No. 5, 135–146. DOI:10.48550/arXiv.1607.04606
Breit M., Brunner M., Molenaar D., Preckel F. Differentiation hypotheses of intelligence: A systemat-ic review of the empirical evidence and an agenda for future research. Psychological Bulletin, 2022, No. 148(7-8), 518–554. DOI:10.1037/bul0000379
Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. Journal of Educational Psychology, 1963, No. 54(1), 1–22. DOI:10.1037/h0046743
Chigisheva O. Functional literacy: Terminological ambiguity in the worldwide educational context. Astra Salvensis-revista de istorie si cultura, 2018, No. 6 (Special), 963–970.
Cockcroft K., Israel N. The Raven's Advanced Progressive Matrices: a comparison of relationships with verbal ability tests. South African Journal of Psychology, 2011, No. 41(3), 363–372. DOI:10.1177/008124631104100310
Deary I. J., Strand S., Smith P., & Fernandes C. (2007). Intelligence and educational achievement. Intelligence. 2007, No. 35(1), 13–21. DOI:10.1016/j.intell.2006.02.001
Demšar J. et al. Orange: data mining toolbox in Python. Journal of Machine Learning Research, 2013, No. 14(1), 2349–2353.
Druzhinin V.N. Psikhologiya i psikhodiagnostika obshchikh sposobnostei. — Moscow: Nauka, 1994. (In Rus.)
Dueber D.M. Bifactor indices calculator: A Microsoft excel-based tool to calculate various indices relevant to bifactor CFA models. 2017. Available at http://sites.education.uky.edu/apslab/resources/ (Accessed 23.07.2024).
Finnie R., Meng R. The Importance of Functional Literacy: Reading and Math Skills. 2006. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Ross-Fin-nie/publication/23546157_The_Importance_of_Functional_Literacy_Reading_and_Math_Skills_and_Labour_Market_Outcomes_of_High_School_Drop-outs/links/5e16128c92851c8364bbb875/The-Importance-of-Functional-Literacy-Reading-and-Math-Skills-and-Labour-Market-Outcomes-of-High-School-Drop-outs.pdf (Accessed 23.07.2024).
Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. — Moscow: Obshchestvo s ogra-nichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo YURAJT", 2019. — 334 p. (In Rus.)
Gignac G.E. Raven's is not a pure measure of general intelligence: Implications for g factor theory and the brief measurement of g. Intelligence. 2015, No. 52, 71–79. DOI:10.1016/j.intell.2015.07.006
Gottfredson L.S. Mainstream science on intelligence: An editorial with 52 signatories, history, and bibliography. Intelligence, 1997, No. 24(1), 13–23. DOI:10.1016/S0160-2896(97)90011-8
Kagitcibasi C., Goksen F., Gulgoz S. Functional adult literacy and empowerment of women: Impact of a functional literacy program in Turkey. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2005, No. 48(6), 472–489. DOI:10.1598/JAAL.48.6.3
Kolachev N., Kovaleva G. General intelligence in middle school students from different Russian re-gions: Results of PISA-like tests. Intelligence, 2023, No. 98, Art. 101756. DOI: 10.1016/j.intell.2023.101756
Leont’ev A.N. Stanovlenie psikhologii deyatel’nosti. — Moscow: Smysl, 2003. — 439 p. (In Rus.)
Neisser U. et al. Intelligence: knowns and unknowns. American Psychologist, 1996, No. 51(2), 77–101. DOI:10.1037/0003-066X.51.2.77
OECD. PISA 2018 results (Volume IV): Are students smart about money? 2020. Available at https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/48ebd1ba-en.pdf?expires=1719738546&id=id&accname=guest&checksum=9641E2FA24C3C28510452D15F46BE235 (Accessed 23.07.2024).
Pedagogika zdravo smysla: izbrannye raboty po filosofii obrazovaniya i pedagogicheskoi psikhologii / A.A. Leont’ev; ed. by D.A. Leont’ev. — Moscow: Smysl, 2016. — 527 p. (In Rus.)
Persson U.B. The Importance of Functional Literacy Skills in a Changing World. 1994. Available at https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED381772.pdf (Accessed 23.07.2024).
Pokropek A. et al. General or specific abilities? Evidence from 33 countries participating in the PISA assessments. Intelligence, 2022, No. 92, Art. 101653. DOI:10.1016/j.intell.2022.101653
Pokropek A., Marks G.N., Borgonovi F. How much do students’ scores in PISA reflect general in-telligence and how much do they reflect specific abilities? Journal of Educational Psychology, 2022, No. 114(5), 1121–1135. DOI:10.1037/edu0000687
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 “Ob utverzhdenii feder-al’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya” (s iz-meneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federa-tion of May 17, 2012, No. 413 “On the Approval of the Federal State Educational Standard of Sec-ondary General Education” (with amendments and additions)]. Updated edition No. 732 from 12.08.2022. Available at: https://minobr.tverreg.ru/files/FGOS%20SOO%20s%20izmeneniyami%20ot%2023.09.2022.pdf (Accessed: 23.07.2024). (In Rus.)
Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021, No. 287 “On the Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education”]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lxzz1f8om949120662 (Accessed: 23.07.2024). (In Rus.)
R Core Team. R: A language and environment for statistical computing. R Found. Stat. Comput. — Vienna, Austria. R Foundation for Statistical Computing, 2017.
Raven J.C. Standardization of progressive matrices, 1938. British Journal of Medical Psychology, 1941, No. 19, 137–150. DOI:10.1111/j.2044-8341.1941.tb00316.x
Reise S.P., Bonifay W.E., Haviland M.G. Scoring and modeling psychological measures in the pres-ence of multidimensionality. Journal of Personality Assessment, 2013, No. 95(2), 129–140. DOI:10.1080/00223891.2012.725437
Roslova L.O., Krasnyanskaya K.A., Kvitko E.S. Kontseptual’nye osnovy formirovaniya i otsenki matematicheskoi gramotnosti. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, No. 1(4), 58–79. (In Rus.)
Rosseel Y. Lavaan: An R package for structural equation modeling and more. Version 0.5–12 (BE-TA). Journal of Statistical Software, 2012, No. 48(2), 1–36. DOI: 10.18637/jss.v048.i02
Rutkovskaya E.L., Kozlova A.A., Kolachev N.I. Kriterial’no-urovnevyi podkhod k razrabotke uchebno-diagnosticheskikh materialov dlya formirovaniya finansovoi gramotnosti. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2023, No. 2(S1), 65–87. (In Rus.)
Schneider W.J., McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll model of intelligence / Contemporary intel-lectual assessment: Theories, tests, and issues (pp. 99–144). — The Guilford Press, 2012.
Schober P., Boer C., Schwarte L.A. Correlation coefficients: appropriate use and interpretation. Anes-thesia & Analgesia, 2018, No. 126(5), 1763–1768. DOI:10.1213/ANE.0000000000002864
Sjøberg S., Jenkins E. PISA: a political project and a research agenda. Studies in Science Education, 2022, No. 58(1), 1–14. DOI:10.1080/03057267.2020.1824473
Spearman C. The abilities of man. Macmillan. 1927. Available at https://gwern.net/doc/iq/1927-spearman-theabilitiesofman.pdf (Accessed 23.07.2024).
Sternberg R.J., Ferrari M., Clinkenbeard P., Grigorenko E.L. Identification, instruction, and assess-ment of gifted children: A construct validation of a triarchic model. Gifted Child Quarterly, 1996, No. 40(3), 129–137. DOI:10.1177/0016986296040003
Street B.V. Literacy in theory and practice (Vol. 9). — Cambridge University Press, 1984.
UNESCO. World Illiteracy at Mid-Century. — Paris, 1957.
Tyumeneva YU.A., Val'dman A.I., Karnoj M. CHto dayut predmetnye znaniya dlya umeniya prime-nyat' ih v novom kontekste. Pervye rezul'taty sravnitel'nogo analiza TIMSS-2011 i PISA-2012. Vo-prosy obrazovaniya, 2014, No. (1), 8–24. (In Rus.)
Universal’nye kompetentnosti i novaya gramotnost’: ot lozungov k real’nosti / ed. by M.S. Dobry-akova, I.D. Frumin; with the participation of K.A. Barannikov, N. Ziil, J. Moss, I.M. Remorenko, Y. Hautamyaki; National Research University Higher School of Economics. — Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. — 472 p. (In Rus.)
Verhoeven L. Functional literacy: Theoretical issues and educational implications. — John Benjamins Publishing Company, 1994. — 493 p.
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.