Функциональная грамотность как мера интеллекта: новые эмпирические свидетельства

Авторы

  • Никита Колачев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
  • Игорь Новиков Московский государственный институт культуры, Химки, Россия

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1659

Ключевые слова:

функциональная грамотность, интеллект, g-фактор, общая когнитивная способность, грамотность

Аннотация

Работа направлена на изучение возможности интерпретации результатов тестирования по функциональной грамотности в терминах оценки интеллекта. В исследовании приняли участие студенты первого курса одного из вузов г. Москвы (n = 150). Для оценки функциональной грамотности использовались задания из открытого банка заданий, разработанных в рамках проекта «Мониторинг функциональной грамотности учащихся», для оценки невербального интеллекта — прогрессивные матрицы Равена. Полученные результаты позволяют говорить о том, что операциональные определения «функциональная грамотность» и «интеллект» имеют высокую степень семантического сходства. Также было показано, что данные оценки функциональной грамотности лучше согласуются с бифакторной психометрической моделью, а выделенный на ее основе общий фактор (g-фактор) имеет умеренно-тесную корреляцию с измерением невербального интеллекта с помощью прогрессивных матриц Равена. Отмечается, что все результаты, взятые в совокупности, позволяют интерпретировать результаты оценки функциональной грамотности в терминах оценки общего фактора интеллекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Никита Колачев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Мясницкая, д. 20, 101000, Москва, Россия.

Игорь Новиков, Московский государственный институт культуры, Химки, Россия

Преподаватель Московского государственного института культуры, ул. Библиотечная, д. 7, 141406, Московская область, Химки, Россия.

Литература

Bader M., Jobst L.J., Moshagen M. Sample size requirements for bifactor models. Structural Equa-tion Modeling: A Multidisciplinary Journal, 2022, No. 29(5), 772–783. DOI:10.1080/10705511.2021.2019587

Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formi-rovaniya funktsional’noi gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul’taty. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, No. 1(4), 13–33. (In Rus.)

Bojanowski P. et al. Enriching word vectors with subword information. Transactions of the associa-tion for computational linguistics, 2017, No. 5, 135–146. DOI:10.48550/arXiv.1607.04606

Breit M., Brunner M., Molenaar D., Preckel F. Differentiation hypotheses of intelligence: A systemat-ic review of the empirical evidence and an agenda for future research. Psychological Bulletin, 2022, No. 148(7-8), 518–554. DOI:10.1037/bul0000379

Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. Journal of Educational Psychology, 1963, No. 54(1), 1–22. DOI:10.1037/h0046743

Chigisheva O. Functional literacy: Terminological ambiguity in the worldwide educational context. Astra Salvensis-revista de istorie si cultura, 2018, No. 6 (Special), 963–970.

Cockcroft K., Israel N. The Raven's Advanced Progressive Matrices: a comparison of relationships with verbal ability tests. South African Journal of Psychology, 2011, No. 41(3), 363–372. DOI:10.1177/008124631104100310

Deary I. J., Strand S., Smith P., & Fernandes C. (2007). Intelligence and educational achievement. Intelligence. 2007, No. 35(1), 13–21. DOI:10.1016/j.intell.2006.02.001

Demšar J. et al. Orange: data mining toolbox in Python. Journal of Machine Learning Research, 2013, No. 14(1), 2349–2353.

Druzhinin V.N. Psikhologiya i psikhodiagnostika obshchikh sposobnostei. — Moscow: Nauka, 1994. (In Rus.)

Dueber D.M. Bifactor indices calculator: A Microsoft excel-based tool to calculate various indices relevant to bifactor CFA models. 2017. Available at http://sites.education.uky.edu/apslab/resources/ (Accessed 23.07.2024).

Finnie R., Meng R. The Importance of Functional Literacy: Reading and Math Skills. 2006. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Ross-Fin-nie/publication/23546157_The_Importance_of_Functional_Literacy_Reading_and_Math_Skills_and_Labour_Market_Outcomes_of_High_School_Drop-outs/links/5e16128c92851c8364bbb875/The-Importance-of-Functional-Literacy-Reading-and-Math-Skills-and-Labour-Market-Outcomes-of-High-School-Drop-outs.pdf (Accessed 23.07.2024).

Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. — Moscow: Obshchestvo s ogra-nichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo YURAJT", 2019. — 334 p. (In Rus.)

Gignac G.E. Raven's is not a pure measure of general intelligence: Implications for g factor theory and the brief measurement of g. Intelligence. 2015, No. 52, 71–79. DOI:10.1016/j.intell.2015.07.006

Gottfredson L.S. Mainstream science on intelligence: An editorial with 52 signatories, history, and bibliography. Intelligence, 1997, No. 24(1), 13–23. DOI:10.1016/S0160-2896(97)90011-8

Kagitcibasi C., Goksen F., Gulgoz S. Functional adult literacy and empowerment of women: Impact of a functional literacy program in Turkey. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2005, No. 48(6), 472–489. DOI:10.1598/JAAL.48.6.3

Kolachev N., Kovaleva G. General intelligence in middle school students from different Russian re-gions: Results of PISA-like tests. Intelligence, 2023, No. 98, Art. 101756. DOI: 10.1016/j.intell.2023.101756

Leont’ev A.N. Stanovlenie psikhologii deyatel’nosti. — Moscow: Smysl, 2003. — 439 p. (In Rus.)

Neisser U. et al. Intelligence: knowns and unknowns. American Psychologist, 1996, No. 51(2), 77–101. DOI:10.1037/0003-066X.51.2.77

OECD. PISA 2018 results (Volume IV): Are students smart about money? 2020. Available at https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/48ebd1ba-en.pdf?expires=1719738546&id=id&accname=guest&checksum=9641E2FA24C3C28510452D15F46BE235 (Accessed 23.07.2024).

Pedagogika zdravo smysla: izbrannye raboty po filosofii obrazovaniya i pedagogicheskoi psikhologii / A.A. Leont’ev; ed. by D.A. Leont’ev. — Moscow: Smysl, 2016. — 527 p. (In Rus.)

Persson U.B. The Importance of Functional Literacy Skills in a Changing World. 1994. Available at https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED381772.pdf (Accessed 23.07.2024).

Pokropek A. et al. General or specific abilities? Evidence from 33 countries participating in the PISA assessments. Intelligence, 2022, No. 92, Art. 101653. DOI:10.1016/j.intell.2022.101653

Pokropek A., Marks G.N., Borgonovi F. How much do students’ scores in PISA reflect general in-telligence and how much do they reflect specific abilities? Journal of Educational Psychology, 2022, No. 114(5), 1121–1135. DOI:10.1037/edu0000687

Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 “Ob utverzhdenii feder-al’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya” (s iz-meneniyami i dopolneniyami) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federa-tion of May 17, 2012, No. 413 “On the Approval of the Federal State Educational Standard of Sec-ondary General Education” (with amendments and additions)]. Updated edition No. 732 from 12.08.2022. Available at: https://minobr.tverreg.ru/files/FGOS%20SOO%20s%20izmeneniyami%20ot%2023.09.2022.pdf (Accessed: 23.07.2024). (In Rus.)

Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31 maya 2021 g. № 287 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021, No. 287 “On the Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education”]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=lxzz1f8om949120662 (Accessed: 23.07.2024). (In Rus.)

R Core Team. R: A language and environment for statistical computing. R Found. Stat. Comput. — Vienna, Austria. R Foundation for Statistical Computing, 2017.

Raven J.C. Standardization of progressive matrices, 1938. British Journal of Medical Psychology, 1941, No. 19, 137–150. DOI:10.1111/j.2044-8341.1941.tb00316.x

Reise S.P., Bonifay W.E., Haviland M.G. Scoring and modeling psychological measures in the pres-ence of multidimensionality. Journal of Personality Assessment, 2013, No. 95(2), 129–140. DOI:10.1080/00223891.2012.725437

Roslova L.O., Krasnyanskaya K.A., Kvitko E.S. Kontseptual’nye osnovy formirovaniya i otsenki matematicheskoi gramotnosti. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019, No. 1(4), 58–79. (In Rus.)

Rosseel Y. Lavaan: An R package for structural equation modeling and more. Version 0.5–12 (BE-TA). Journal of Statistical Software, 2012, No. 48(2), 1–36. DOI: 10.18637/jss.v048.i02

Rutkovskaya E.L., Kozlova A.A., Kolachev N.I. Kriterial’no-urovnevyi podkhod k razrabotke uchebno-diagnosticheskikh materialov dlya formirovaniya finansovoi gramotnosti. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2023, No. 2(S1), 65–87. (In Rus.)

Schneider W.J., McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll model of intelligence / Contemporary intel-lectual assessment: Theories, tests, and issues (pp. 99–144). — The Guilford Press, 2012.

Schober P., Boer C., Schwarte L.A. Correlation coefficients: appropriate use and interpretation. Anes-thesia & Analgesia, 2018, No. 126(5), 1763–1768. DOI:10.1213/ANE.0000000000002864

Sjøberg S., Jenkins E. PISA: a political project and a research agenda. Studies in Science Education, 2022, No. 58(1), 1–14. DOI:10.1080/03057267.2020.1824473

Spearman C. The abilities of man. Macmillan. 1927. Available at https://gwern.net/doc/iq/1927-spearman-theabilitiesofman.pdf (Accessed 23.07.2024).

Sternberg R.J., Ferrari M., Clinkenbeard P., Grigorenko E.L. Identification, instruction, and assess-ment of gifted children: A construct validation of a triarchic model. Gifted Child Quarterly, 1996, No. 40(3), 129–137. DOI:10.1177/0016986296040003

Street B.V. Literacy in theory and practice (Vol. 9). — Cambridge University Press, 1984.

UNESCO. World Illiteracy at Mid-Century. — Paris, 1957.

Tyumeneva YU.A., Val'dman A.I., Karnoj M. CHto dayut predmetnye znaniya dlya umeniya prime-nyat' ih v novom kontekste. Pervye rezul'taty sravnitel'nogo analiza TIMSS-2011 i PISA-2012. Vo-prosy obrazovaniya, 2014, No. (1), 8–24. (In Rus.)

Universal’nye kompetentnosti i novaya gramotnost’: ot lozungov k real’nosti / ed. by M.S. Dobry-akova, I.D. Frumin; with the participation of K.A. Barannikov, N. Ziil, J. Moss, I.M. Remorenko, Y. Hautamyaki; National Research University Higher School of Economics. — Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. — 472 p. (In Rus.)

Verhoeven L. Functional literacy: Theoretical issues and educational implications. — John Benjamins Publishing Company, 1994. — 493 p.

Число просмотров

Просмотров: 128

Опубликован

21.01.2025

Как цитировать

Колачев, Н., & Новиков, И. (2025). Функциональная грамотность как мера интеллекта: новые эмпирические свидетельства. Психологические исследования, 17(97), 6. https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1659

Выпуск

Раздел

Экспериментальные и эмпирические исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)