Валидизация опросника знаний о времени для детей 6-13 лет
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v17i97.1667Ключевые слова:
знания о времени, представления о времени, восприятие времени, оценка времени, младший школьный возраст, опросник, опросник знаний о времениАннотация
С приходом в школу ребенок сталкивается с необходимостью распределять свое время в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему социумом. Школьная программа также предусматривает освоение навыков решения задач, связанных с использованием знаний о времени. Однако многие исследователи отмечают сложности в освоении современными детьми темы времени. Кроме того, даже в подростковом возрасте дети не всегда в полной мере знают и используют временны́е единицы. В связи с этим встает вопрос не только обучения детей, но и диагностики имеющихся знаний о времени с целью выявления возможных пробелов и построения адекватной коррекционно-развивающей работы. В собственных исследовательских целях мы также столкнулись с необходимостью получить инструмент, который давал бы представления об актуальных знаниях детей о времени в как можно более полном объеме. В качестве такого инструмента мы использовали «Опросник знаний о времени для детей 6-11 лет» Ф. Лабрель и коллег [Labrell et al., 2020]. В данной статье представлены результаты адаптации и модификации опросника, в процессе чего был получен практически новый опросник, имеющий иную структуру, чем изначальный. В исследовании принимали участие как младшие школьники, так и подростки от 11 до 13 лет. Приводятся результаты анализа надежности шкал, кластерного и конфирматорного факторных анализов. Полученные данные были соотнесены с представленными ранее результатами использования опросника в изначальной версии, в ходе которых были получены корреляции между имеющимися у младших школьников знаниями о времени и развитием их самостоятельности и универсального учебного действия планирования. Предполагается, что опросник в модифицированной версии может быть использован для определения проблемных областей, в которых знания ребенка оказываются недостаточными. Также опросник может быть использован в научных исследованиях при выявлении корреляционных связей с другими показателями развития ребенка.
Скачивания
Литература
Atarova A.N. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika samostoyatel'nosti starshikh doshkol'nikov v detskikh vidakh deyatel'nosti. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2015, No. 6-2(113), 392–398. (In Russian)
Brace N., Doran C., Pambery J., Fitzpatrick E., Herman R. Assessing time knowledge in children aged 10 to 11 years. International Journal of Assessment Tools in Education, 2019, No. 6(4), 580–591. DOI: 10.21449/ijate.559678
Byrne B.M. Structural equation modeling with Mplus: Basic concepts, applications, and program-ming. — London, 2011.
Chin H., Chew C.M., Lim H.L., Kor L.K. Development and validation of online cognitive diagnostic assessment with ordered multiple-choice items for “Multiplication of Time”. Journal of Computers in Education, 2021, No. 8, 289–316. DOI: 10.1007/s40692-020-00180-7
Chin H., Chew C.M. Validation of cognitive models for subtraction of time involving years and cen-turies. International Journal of Assessment Tools in Education, 2023, No. 10(2), 175–196. DOI: 10.21449/ijate.1160120
De la Charie A., Delteil F., Labrell F., Colas P., Vigneras J., Câmara-Costa H., Mikaeloff Y. Time knowledge impairments in children with ADHD. Archives de Pédiatrie, 2021, No. 28(2), 129–135. DOI: 10.1016/j.arcped.2020.11.008
Doran C., Dutt S., Pembery J. Time Matters: A Practical Resource to Develop Time Concepts and Self-Organisational Skills in Older Children and Young People. — London, 2015. — 322 p.
Earnest D. Clock work: How tools for time mediate problem solving and reveal understanding. Jour-nal for Research in Mathematics Education, 2017, No. 48(2), 191–223. DOI: 10.5951/jresematheduc.48.2.0191
Earnest D. About time: Syntactically-guided reasoning with analog and digital clocks. Mathematical Thinking and Learning, 2022, No. 24(1), 70–89. DOI: 10.1080/10986065.2021.1881703
Friedman W.J. Developmental and cognitive perspectives on humans’ sense of the times of past and future events. Learning and Motivation, 2005, No. 36, 145–158. DOI: 10.1016/j.lmot.2005.02.005
Han C. Realization of signifiers and mathematics understanding: Focused on the elapsed time. The Mathematical Education, 2021, No. 60(3), 249–264. DOI: 10.7468/MATHEDU.2021.60.3.249
Hu L., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional crite-ria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, 1999, No. 6(1), 1–55. DOI: 10.1080/10705519909540118
Labrell F., Mikaeloff Y., Perdry H., Dellatolas G. Time knowledge acquisition in children aged 6 to 11 years and its relationship with numerical skills. Journal of Experimental Child Psychology, 2016, No. 143, 1–13. DOI: 10.1016/j.jecp.2015.10.005
Labrell F., Costa H.C., Perdry H., Dellatolas G. The Time Knowledge Questionnaire for children. Heliyon, 2020, No. 6(2). DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e03331 29
Lambert K., Wortha S.M., Moeller K. Time Reading in Middle and Secondary School Students: The Influence of Basic-Numerical Abilities. The Journal of Genetic Psychology, 2020, No. 181(4), 255–277. DOI: 10.1080/00221325.2020.1760778
McCormack Т., Hoerl С. The Development of Temporal Concepts: Learning to Locate Events in Time. Timing & Time Perception, 2017, No. 5, 297–327. DOI: 10.1163/22134468-00002094
Pavlenko V.N. Ponyatiya «orudie», «psikhologicheskoe orudie», «znak» i ikh sootnoshenie. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2020, T. 16, No. 1, 122–131. DOI: 10.17759/chp.2020160112 (In Russian)
Quartier V. Le développement de la temporalité: théorie et instrument de mesure du temps notionnel chez l'enfant. Approche Neuropsychologique des Apprentissages chez l'Enfant, 2008, No. 20(100), 345–352.
Rihterman T.D. Formirovanie predstavlenij o vremeni u detej doshkol'nogo vozrasta: Posobie dlya vospitatel'noj det. sada. — Frunze: Mektep, 1985. — 51 p. (In Russian)
Semago N.Ya., Semago M.M. Teoriya i praktika uglublennoj psihologicheskoj diagnostiki. Ot ranne-go do podrostkovogo vozrasta: Monografiya. — Moscow: ARKTI, 2018. — 560 p. (In Russian)
Sia C.J.L., Lim C.S., Chew C.M., Kor L.K. Expert-Based Cognitive Model and Student-Based Cog-nitive Model in the Learning of “Time”: Match or Mismatch? International Journal of Science and Mathematics Education, 2019, No. 17, 1089–1107. DOI: 10.1007/s10763-018-9916-9
Shepeleva E.A., Solodkova A.V. Znaniya detej o vremeni kak pokazatel' vozrastnoj i uchebnoj zrelos-ti. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya, 2022, Т. 14, No. 4, 3–16. DOI: 10.17759/psyedu.2022140401 (In Russian)
Shi D., Lee T., Maydeu-Olivares A. Understanding the Model Size Effect on SEM Fit Indices. Edu-cational and Psychological Measurement, 2019, No. 79(2), 310–334. DOI: 10.1177/0013164418783530
Solodkova A.V. Razvitie predstavlenij o vremeni v detskom vozraste. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya, 2022, Т. 11, No. 2, 93–100. DOI: 10.17759/jmfp.2022110208 (In Russian)
Solodkova A.V., Shepeleva E.A. Svyaz' znanij o vremeni detej mladshego shkol'nogo vozrasta so stanovleniem universal'nyh uchebnyh dejstvij i samostoyatel'nost'yu. In: XXI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodyh issledovatelej obrazovaniya. Nauki ob obrazovanii v menyayushchemsya mire: perspektivy issledovanij dlya resheniya global'nyh i lokal'nyh problem: te-zisy konferencii. — Moscow: Izdatel'stvo FGBOU VO MGPPU, 2022. — 229–233. (In Russian)
Solodkova A.V., Shepeleva E.A. Vzaimosvyaz' znanij o vremeni s drugimi pokazatelyami raz-vitiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. In: ХXII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-enciya molodyh issledovatelej obrazovaniya. Nastavnichestvo v pedagogicheskoj i nauchnoj deyatel'nosti: issledovaniya i praktiki: tezisy konferencii. — Moscow: Izdatel'stvo FGBOU VO MGPPU, 2023. — 244–248. (In Russian)
Tan Phei L., Lim Chap S., Kor Liew K. Diagnosing primary pupils’ learning of the concept of after in the topic time through knowledge states by using cognitive diagnostic assessment. Malaysian Journal of Learning and Instruction (MJLI), 2017, No. 14(2), 145–175. DOI: 10.32890/mjli2017.14.2.6
Voitov V.K., Shepeleva E.A., Gavrilova E.V., Dumin P.N., Ermakov S.S. Novye sredstva psikho-logicheskogo testirovaniya. Modelirovanie i analiz dannykh, 2021, Vol. 11, No. 1, 94–108. DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2021110107 (In Russ., аbstr. in Engl.)
Vygotskii L.S. Instrumental'nyi metod v psikhologii // Vygotskii L.S. Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 1. Voprosy teorii i istorii psikhologii. — Moscow: Pedagogika, 1982. — 103–108. (In Russian)
Zak A.Z. Diagnostika razlichii v myshlenii mladshikh shkol'nikov. Otsenka gotovnosti k nachal'noi i srednei shkole. Kontrol' razvitiya v period 6–10 let. — Moscow: Genezis, 2007. — 160 p. (In Rus-sian)
Загрузки
Число просмотров
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Анна Солодкова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.