Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории

Авторы

  • Иван Асланов
  • Алексей Котов

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v13i72.180

Ключевые слова:

метафора, категория, фрейминг, депрессия

Аннотация

В исследовании изучается влияние фреймингового эффекта метафоры на суждения о категории и примере категории. Также ставится вопрос о том, способна ли метафора увеличить объективность категории, то есть усилить эффект категориального имени. Для эксперимента была выбрана категория «депрессия» с конвенциональными метафорами «враг» и «болото» (определенными на основании контент-анализа федеральных СМИ в декабре 2018 – декабре 2019 года). В качестве примера категории использовалось описание депрессивного эпизода конкретного человека. В соответствии с концептуальной теорией метафоры, добавление метафоры в описание депрессии вызывало фрейминговый эффект. Выяснилось, что метафора «болото», в отличие от метафоры «враг», уменьшает оценку вины человека, совершившего из-за депрессии социальный проступок, а также оценку необходимого в этом случае штрафа, заставляя, таким образом, рассматривать депрессию как более «объективное» обстоятельство. Обе метафоры усилили убежденность в том, что избавлению от депрессии способствует «помощь извне», однако на разном уровне. Метафора «врага» влияла на оценку суждений о категории «депрессия», а метафора «болота» – на оценку суждений о ее примере (депрессивный эпизод у конкретного человека). Данные настоящего эксперимента дополняют представление о природе фреймингового эффекта метафоры, показывая, что он может возникать или исчезать в зависимости от того, на каком «уровне» (категории или примера) формулируется суждение. Кроме того, исследование демонстрирует, что метафора в сочетании с категориальным именем может усиливать воспринимаемую «объективность» категории.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Иван Асланов

Асланов Иван Александрович, аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. Моховая, 9, 119019 Москва, Россия; магистрант факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: ivaslanov@gmail.com

Алексей Котов

Котов Алексей Александрович, кандидат психологических наук, Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Армянский пер., 4/2, 101000 Москва, Россия. E-mail: al.kotov@gmail.com

Литература

Cyrillic letters are transliterated according to BSI standards. The titles are given in author’s translation.

Lakoff, G., Johnson, M. Metaphors We Live By. Moscow: LKI, 2004. (in Russian)

Brooks, L.R., Norman, G.R., Allen, S.W. (1991). Role of specific similarity in a medical diagnosis task. Journal of Experimental Psychology: General, 120, 278-287.

Gentner, D., Asmuth, J. (2017). Metaphoric extension, relational categories, and abstraction. Language, Cognition and Neuroscience, 1-10.

Giffin, C., Wilkenfeld, D., Lombrozo, T. The explanatory effect of a label: Explanations with named categories are more satisfying. Cognition, 2018, 168, 357-369.

Goldstone, R.L., Barsalou, L.W. Reuniting perception and conception. Cognition, 1998, 65(2-3), 231-262.

Landau, M.J., Barrera, J., Keefer, L.A. On the road: Combining possible identities and metaphor to motivate disadvantaged middle-school students. Metaphor and Symbol, 2017, 32(4), 276-290.

Levin, I.P., Schneider, S.L., Gaeth, G.J. All Frames Are Not Created Equal: A Typology and Critical Analysis of Framing Effects. Organ Behav Hum Decis Process, 1998, 76(2), 149-188.

Lupyan, G., Zettersten, M. Does vocabulary help structure the mind? PsyArXiv, 2020. URL: https://doi.org/10.31234/osf.io/b74u9

Malt, B.C. (1989). An on-line investigation of prototype and exemplar strategies in classification. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 15, 539-555.

Thibodeau, P.H., Boroditsky, L. Metaphors We Think With: The Role of Metaphor in Reasoning. PLoS ONE, 2011, 6(2). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0016782

Thibodeau, P.H., Hendricks, R.K., Boroditsky, L. How Linguistic Metaphor Scaffolds Reasoning. Trends in Cognitive Sciences, 2017 21(11), 852-863.

Wolff, P., Gentner, D. Structure-mapping in metaphor comprehension. Cognitive Science, 2011, 35(8), 1456-1488.

Число просмотров

Просмотров: 57

Опубликован

28.08.2020

Как цитировать

Асланов, И., & Котов, А. (2020). Влияние метафорического фрейминга на оценку суждений о примере категории . Психологические исследования, 13(72). https://doi.org/10.54359/ps.v13i72.180

Выпуск

Раздел

Статьи