Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества

Авторы

  • Дарья Ткаченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.266

Ключевые слова:

социализация подростков, транзитивное общество, субъектность, регулятивный компонент, эмоциональный интеллект, кризисная когорта

Аннотация

Рассматривается социализация подростков в период транзитивности общества. Анализируются противоречия, возникающие в ходе социализации на разных уровнях социальной системы и в разнообразии ценностных ориентиров. Предлагается изучение процесса социализации современных подростков с точки зрения принципа субъектности и представлений об основных характеристиках субъекта в современной психологии. Рассматривается значение и характер активности субъекта в процессе интеграции разных систем. Поднимается вопрос о регуляции поведения как значимом аспекте поддержания и развития субъектности. Затрагивается проблема рассмотрения эмоционального интеллекта как значимого фактора в процессе социализации и становления субъектности в подростковом возрасте. Выдвигается предположение об изменении характера эмоционального интеллекта в контексте социализации подростков в кризисном обществе. Предлагаются варианты возможных проявлений эмоционального интеллекта как компонента регуляции в ситуации социализации в разные периоды – стабильности, жесткой и текучей социальной транзитивности. Приводятся данные исследования эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с другими факторами, влияющими на процесс социализации кризисной и стабильной когорт подростков. Анализируется взаимосвязь показателей эмоционального интеллекта с особенностями социальной адаптации у этих двух групп подростков. Делаются выводы относительно значимости отдельных компонентов эмоционального интеллекта в процессе социализации, исходя из степени социализированности и успешности социальной адаптации. Проводится сравнительный анализ содержания разных аспектов эмоционального интеллекта у подростков стабильной и кризисной когорт. На основании сравнения результатов, полученных в двух когортах, делается заключение о характере изменений эмоционального интеллекта, а также о его значении для процесса социализации подростков в современном транзитивном обществе.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дарья Ткаченко

Ткаченко Дарья Павловна. Преподаватель, кафедра психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: bigbro-littlebro@yandex.rur

Библиографические ссылки

Abulkhanova K.A. In: Ideal'nost' ili real'nost' sub"ekta . Sbornik nauchnykh trudov. [The ideality or reality of the subject]. Stavropol: Sev.-Kavkazskii GTU, 2007. pp. 2–21. (in Russian)

Dubovskaya E.M. Tranzitivnost' obshchestva kak faktor sotsializatsii lichnosti [Transitive society as a factor of personality socialization]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Guseltseva M.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy garmonizatsii protsessov sotsializatsii, individualizatsii i identichnosti lichnosti v usloviyakh tranzitivnogo obshchestva [Theoretical and methodological foundations of the harmonization processes of socialization, individualization and identity of the person in the conditions of transitive society]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Izotova E.I., Maksimova E.B. Psikhologicheskie i psikhofiziologicheskie aspekty issledovaniya emotsional'nogo intellekta v podrostkovom i yunosheskom vozrastakh [Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [New method for measuring emotional intelligence: EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)

Lyusin D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from models to dimensions]. M.: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 264–278. (in Russian)

Lyusin D.V., Ovsyannikova V.V. Izmerenie sposobnosti k raspoznavaniyu emotsii s pomoshch'yu videotesta [Measuring the ability to recognize emotions using video text]. Psikhologicheskii Zhurnal, 2013, 34(6), 82–94. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. M.: Smysl, 2015. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Pokoleniya epokhi tranzitivnosti: tsennosti, identichnost', obshchenie [Generations of the transitivity era: values, identity, communication]. Mir psikhologii, 2017, No. 1, 24–37. (in Russian)

Osnitskii A.K. Opredelenie kharakteristik sotsial'noi adaptatsii [Defining the characteristics of social adaptation]. Psikhologiya i shkola, 2004, No. 1, 43–56. (in Russian)

Sergienko E.A. Printsipy psikhologii razvitiya: sovremennyi vzglyad [The principles of developmental psychology: contemporary view]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Tkachenko D.P. Novyi vektor v traektorii sotsializatsii sovremennykh podrostkov v kontekste sotsial'no-ekonomicheskogo krizisa rossiiskogo obshchestva [A new vector in the trajectory of the socialization of modern adolescents in the context of the social and economic crisis of the Russian society]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(55), 10. http://psystudy.ru (in Russian)

Опубликован

28.10.2018

Как цитировать

Ткаченко, Д. (2018). Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества. Психологические исследования, 11(61). https://doi.org/10.54359/ps.v11i61.266

Выпуск

Раздел

Статьи