Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте

Авторы

  • Екатерина Дубовская
  • Мария Киселева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.270

Ключевые слова:

ценности, социальная транзитивность, социализация, юношеский период развития личности

Аннотация

Проблема юношеских ценностей, их формирования и содержания представляется одной из наиболее традиционных и остающейся актуальной проблемой. Ценности представляются очевидным проявлением пересечения регуляции поступков человека и окружающей его среды. То есть многочисленные и разнообразные представления, отражающие социальные представления различных групп, присваиваются индивидом и определяют его конкретные действия. Ценности формируются под влиянием усвоенного человеком социального опыта и проявляются в целях, идеях, убеждениях самой личности и задают вектор развития личности и содержательной стороне ее активности, определяя общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, придавая смысл и направленность его поведению и деятельности. Целью нашего исследования представляется изучение особенностей содержания ценностной структуры студентов Москвы и Петрозаводска. Эти регионы мы рассматривали как принципиально различающиеся по выраженности социальной транзитивности. В работе использовались методика С.Шварца для изучения ценностей, шкала восприятия социальной транзитивности и свободное эссе на тему «Современный мир: разнообразие и сходство людей». Полученные результаты показали как схожие по содержанию ценности студентов Москвы и Петрозаводска, так и специфические для этих регионов представления. Наиболее значимыми для москвичей стали такие ценностные блоки, как самостоятельность, достижения, гедонизм, безопасность, а также доброта. Для студентов из Петрозаводска значимы следующие ценности: самостоятельность, доброта, безопасность, конформность, стимулирование, достижения, традиции, гедонизм, универсализм, власть. В целом подтвердив предположение о роли транзитивности в процессе формирования ценностной структуры в юношеском возрасте, полученные данные позволили сформулировать направление дальнейших исследований в этой области.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Екатерина Дубовская

Дубовская Екатерина Михайловна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии развития личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия. E-mail: dubovskaya13@gmail.com

Мария Киселева

Киселева Мария Владимировна. Магистр, кафедра психологии развития личности, факультет психологии, Московский государственный областной университет, ул. Радио, д. 10А, 105005 Москва, Россия E-mail: 92masha.k@gmail.com

Литература

Demina I.A. Ph.D. dissertation (Psychology). Moscow, 1997. (in Russian)

Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie issledovaniya, 2014, 7(36), 4. http://psystudy.ru (in Russian)

Erikson E. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Progress, 1996. (in Russian)

Fel'dshtein D.I. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2010, 2(4), 6–11. (in Russian)

Khachatryan M.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2015, 8(41), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Kiseleva M.A. Master’s thesis (Psychology). Mosk. gos. oblast. universitet, Moscow, 2018. (in Russian)

Kon I.S. V poiskakh sebya. Lichnost' i ee samosoznanie [In search of yourself. Personality and self-awareness]. Moscow: Politizdat, 1984. (in Russian)

Kraig G. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. St. Petersburg: Piter, 2000. (in Russian)

Leontiev D.A. Vestnik Mosk. gos. universiteta, 1996, No. 4. (in Russian)

Livekhud B. Khod zhizni cheloveka. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [The course of human life. Psychology of age crises]. Minsk: Kharvest, 2000. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Mid M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow: Nauka, 1988. (in Russian)

Molchanov S.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2005, Vol. 3, 33–42. (in Russian)

Petrovskii V.A. Chelovek nad situatsiei [Man over the situation]. Moscow: Smysl, 2010. (in Russian)

Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a uniwersal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, Vol. 53, 550–562.

Schwartz S.H., Sagiv L. Identifying culture-specifics in the content and structure of values. Journal of Cross-Cultural Psychology, 1995, Vol. 26, 92–116.

Tikhomandritskaya O.A. Ph.D. dissertation (Psychology). Mosk. gos. universitet. Moscow, 2000. (in Russian)

Zakharova A.V. Voprosy psikhologii, 1989, Vol. 1, 5–14. (in Russian)

Zhukov Yu.M. Tsennosti kak determinanty prinyatiya resheniya: sotsial'no-psikhologicheskii podkhod k probleme. Psikhologicheskie problemy regulyatsii sotsial'nogo povedeniya [Values as determinants of decision-making: a socio-psychological approach to the problem. Psychological problems of the regulation of social behavior]. Moscow: Nauka, 1976. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 51

Опубликован

25.08.2018

Как цитировать

Дубовская, Е., & Киселева, М. (2018). Социальная транзитивность как фактор формирования ценностной структуры в юношеском возрасте. Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.270

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)