Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми»

Авторы

  • Анна Самохвалова
  • Ольга Екимчик

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.276

Ключевые слова:

подросток, общение, коммуникативные трудности, психометрические качества, нормы, конструктная валидность

Аннотация

Представлены методологические подходы к созданию нового инструмента измерения коммуникативных трудностей в подростковом возрасте – опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» А.Г.Самохваловой. Описываются результаты исследования психометрических качеств данного опросника, предназначенного для изучения актуальных коммуникативных трудностей подростков, на выборке из 336 человек в возрасте 15–17 лет (учащихся 9-х классов – 86 мальчиков и 79 девочек; учащихся 11-х классов – 86 мальчиков и 85 девочек). Опросник измеряет, какие коммуникативные трудности возникают у подростков в процессе общения со сверстниками и со взрослыми. Методика позволяет выявлять трудности четырех групп – базовые, связанные с личностными качествами подростка; содержательные, связанные с недостатком коммуникативных знаний, неумением планировать и перестраивать коммуникативные программы; инструментальные, связанные с неспособностью подростка эффективно реализовывать на практике намеченные планы общения, оказывать влияние на партнера; рефлексивные, связанные с неумением анализировать общение, неспособностью признавать и исправлять собственные ошибки. Все итоговые данные соответствуют критериям половых и возрастных различий, соотнесены с экспертной оценкой характера общения подростков специалистами. Авторами получены эмпирические нормы для опросника в целом и отдельно по четырем субшкалам. Результаты показывают хорошую конструктную валидность методики, включая ее теоретически обоснованную факторную структуру в отношении разных возрастных категорий, а также статистически проверенную конвергентную и дискриминантную валидность. Делается вывод о том, что методика «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» надежна для измерения коммуникативных трудностей подростков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Анна Самохвалова

Самохвалова Анна Геннадьевна. Доктор психологических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 Кострома, Россия. E-mail: samohvalova@kmtn.ru

Ольга Екимчик

Екимчик Ольга Александровна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 Кострома, Россия. E-mail: olga-ekimchik@rambler.ru

Литература

Bochantseva L.I. PhD dissertation (Psychology). Novosibirsk, 2007. (in Russian)

Vorobeva N.A. PhD dissertation (Psychology). Kemerovo, 2004. (in Russian)

Guseltseva M.S. Metodologiya i istoriya psikhologii, 2010, 5(2), 7–22. (in Russian)

Kartashova N.N. PhD dissertation (Psychology). Stavropol', 2003. (in Russian)

Kharlamenkova N.E. Samoutverzhdenie podrostka [Self-assertion of a teenager]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. (in Russian)

Klochko V.E. Samoorganizatsiya v psikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnyi analiz)[ Self-organization in psychological systems: problems of the formation of the mental space of personality]. Tomsk: Tomsk gos. universitet, 2005. (in Russian)

Kuzina Yu.I. PhD dissertation (Psychology). Novosibirsk, 2006. (in Russian)

Kunitsyna V.N. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, 1991. (in Russian)

Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya. Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of difficult communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Lozovan L.Ya. PhD dissertation (Psychology). Kemerovo, 2005. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigm [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Mitina O.V. Razrabotka i adaptatsiya psikhologicheskikh oprosnikov [Development and adaptation of psychological questionnaires]. Moscow: Smysl, 2013. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika [Communicative difficulties of the child: phenomenology, factors of origin, dynamics]. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2014. (in Russian)

Samokhvalova A.G. PhD dissertation (Psychology). Kostroma, 2015. (in Russian)

Samokhvalova A. G., Kryukova T. L. Psychology in Russia: State of the Art, 2016, 9(3), 113–126.

Samokhvalova A.G. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016a, 9(49), 5. http://psystudy.ru. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Voprosy psikhologii, 2016b, Vol. 3, 29–40. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Psikhologicheskie issledovaniya, 2017, 10(55), 5. http://psystudy.ru. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 1. http://psystudy.ru. (in Russian)

Stepin V.S. Samorazvivayushchiesya sistemy i postneklassicheskaya ratsional'nost [Self-developing systems and post-non-classical rationality], 2012. http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 298

Опубликован

29.08.2018

Как цитировать

Самохвалова, А., & Екимчик, О. (2018). Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» . Психологические исследования, 11(60). https://doi.org/10.54359/ps.v11i60.276

Выпуск

Раздел

Статьи