К истории русской психологии восприятия: рецепция кинематографа в раннем символизме
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.286Ключевые слова:
ассоциативное мышление, кинематограф, технический медиум, описательная психология, созерцаниеАннотация
Критика ассоциативного мышления была развернута ранним символизмом, стремившимся реабилитировать созерцание и переживание вечности. Наивная реабилитация была невозможна, и хотя позднейший символизм отрицал выразительные возможности кинематографа, ранний символизм оценил кинематограф как медиум созерцания, альтернативный романной организации мотиваций и действий. При этом так как неясно, кто созерцает, камера или зритель, воспринять кино удалось только внутри лирической поэтики, в которой идеал сам себя созерцает и возможно переключение от идеала к действующему лицу без смены аспекта. Наследие русской поэзии, в которой созерцание уникальных природных явлений могло противопоставляться созерцанию множественности мира, оказалось лучшей подготовкой к пониманию кинематографического медиа. Ранний русский символист Иван Коневской создал первый экфрасис фильма, под видом сюжетного стихотворения, и оспорил эстетическую программу Метерлинка, противопоставив ей эффекты кинематографического восприятия уникальных вещей. Тем самым в русском символизме были созданы новые представления о различии ассоциативного мышления и воображения: ассоциативное мышление стало считаться аксиологическим, настаивающим на ценности первых впечатлений, тогда как воображение сближалось с созерцанием, в котором аксиология оказывается лишь одним из аспектов в образном ряду, тогда как созерцается самопознание духа, а не следствия его присутствия. Тем самым символизм утвердил новую критическую норму созерцания, которую нужно учитывать при анализе русской идеалистической философии того времени, и внес свой вклад в дальнейшее развитие психологии восприятия, завершившейся проектами Шпета и Выготского.
Скачивания
Литература
Balmont K., Bryusov V., Durnov M., Konevskoi I. Kniga razdumii [A book of meditations: Collections of Poetry]. St. Petersburg: Tipografiya V.S.Balashev i Ko., 1899. http://imwerden.de/pdf/kniga_razdumy_1899__ocr.pdf (in Russian)
Berd R. Novoe literaturnoe obozrenie, 2006, No. 81, 67–98. http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/be6.html (in Russian)
Kirillova O.A. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury, 2012, 2(7), 84–89. https://cyberleninka.ru/article/v/kinotekst-valeriya-bryusova (in Russian)
Konevskoi I.K. In: E.I. Necheporuk (Ed.), Mechty i dumy [Dreams and thoughts: selected works]. Tomsk: Vodolei, 2000. pp. 290–293. (in Russian)
Lavrov A.V. Simvolisty i drugie [Symbolists and others]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015. (in Russian)
Shevchenko E.S. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Obshchestvennye nauki, 2008, No. 6, 146–149. https://cyberleninka.ru/article/v/kinematograf-kak-novyy-balagan-k-probleme-kinematograficheskogo-koda-v-literaturnom-tvorchestve-simvolistov (in Russian)
Shpet G.G. Voprosy filosofii i psikhologii, 1911, 1(106), 1–18. (in Russian)