Язык искусства и язык науки: парадоксы сближения

Авторы

  • Татьяна Марцинковская

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.287

Ключевые слова:

языки науки и искусства, языковые коды, внутренняя и внешняя формы

Аннотация

Раскрываются три парадокса, связанные с анализом связи языков науки и искусства. Парадокс первый – показывающий, что часто язык науки более эмоционально насыщен, чем язык искусства. Парадокс второй – доказывающий, что часто обоснование принципиально новых открытий в науке происходит при помощи языка искусства или вместе с ним. Парадокс третий – показывающий, что художники при объяснении своих озарений используют язык науки. Приводятся примеры, раскрывающие эмоциональную насыщенность научных текстов и рациональность при изложении своих произведений художниками. Описываются варианты использованиями учеными языка искусства, а художниками – научных понятий. Так, в картинах художников подтверждаются результаты научных наблюдений ученых, данные о факторах, определяющих развитие восприятия живописи и музыки. С другой стороны, художники активно использовали открытия ученых для обоснования новых видов искусства. Доказывается, что все эти парадоксы связаны не столько с ограниченностью языков науки или искусства, сколько с тем, что ученые и художники стремятся не только совершить открытие, но и донести его до широкого круга людей. Показываются связь и различия языков внутри искусства и науки, раскрывается специфика языков в разных областях искусства и науки. Доказывается также, что стремление расширить круг людей, принимающих и понимающих автора, может связываться и с расширением языка конкретного вида науки или искусства. Язык конкретного вида искусства или области науки всегда ограничен, но для решения новых задач и описания новых открытий необходим выход за рамки своего языка, переход в междисциплинарную область, язык должен заимствовать некоторые коды, структуру, набор внутренних форм у другого языка и переструктурировать их под новую задачу. Анализ такого универсального кода, связывающего языки науки и искусства, может стать новым направлением в исследовании языков науки и искусства.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, директор института психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия; заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, 125319 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Литература

Florenskii P.A. Ikonostas [The iconostasis]. http://www.vehi.net (in Russian)

Hogart U. Analiz krasoty [The analysis of beauty]. Leningrad: Iskusstvo, 1987. (in Russian)

Humboldt V. Yazyk i filosofiya kul'tury [Language and philosophy of culture]. Moscow: Progress, 1985. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, 2006, Vol. 2, 98–104. (in Russian)

Potebnya A.A. Estetika i poetika [Aesthetics and Poetics]. Moscow: Iskusstvo, 1976. (in Russian)

Shpet G.G. In: Filosofiya i psikhologiya kul'tury. Moscow: Nauka, 2007. pp. 425–427. (in Russian)

Sin'yak P. Ot Ezh. Delakrua k neoimpressionizmu [From E. Delacroix to neoimpressionizmu]. Moscow: Knebel', 1912. (in Russian)

Smirnov A.A. Psikhologiya i psikhofiziologiya individual'nykh razlichii [Psychology and psychophysiology of individual differences]. Moscow: Pedagogika, 1977. (in Russian)

Zhinkin N.I. Yazyk. Rech'. Tvorchestvo [Language. Speech. Creativity]. Moscow: Labirint, 1998. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 635

Опубликован

28.06.2018

Как цитировать

Марцинковская, Т. (2018). Язык искусства и язык науки: парадоксы сближения. Психологические исследования, 11(59). https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.287

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>