Искусство как язык и как коммуникация

Авторы

  • Наталья Полева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.289

Ключевые слова:

Аннотация

Предпринимается попытка проследить преемственность в развитии идей Государственной академии художественных наук (ГАХН) и выявить те направления ее исследований, которые оказались наиболее значимыми во временной перспективе. Одним из таких направлений является исследование языка искусства. Анализ основных идей работ Н.И.Жинкина ГАХНовского периода и его работ второй половины XX в. доказывают преемственность в развитии проблем языка, «выражения», формирования смыслов и значений, их передачи в процессе коммуникации. Основное внимание в статье уделяется анализу концепта языка внутренней речи Н.И.Жинкина и концепту автокоммуникации Ю.М.Лотмана, которые рассматриваются как направления исследований языка в контексте преемственности идей ГАХН. Разные методологические подходы ученых приводят их к комплементарным выводам – язык искусства возникает на основе натурального языка и обладает характеристиками, сходными с основными чертами языка внутренней речи и языка автокоммуникативной системы. При этом искусство является одновременно и речью, и кодом (Жинкин), сообщением и кодом (Лотман) и использует всегда два канала коммуникации – в системе «Я – ОН» и в системе «Я – Я». У Жинкина это «двойная речь» – «предметно-схемный код внутренней речи и экспрессивная речь». Закономерности функционирования художественного текста являются, согласно Лотману, закономерностями функционирования искусства и культуры, коммуникация в которых строится одновременно по двум каналам с большей или меньшей тенденцией к одному из них. Автокоммуникация является важным фактом не только психологии, но и культуры в целом. В канале автокоммуникации (в культуре и индивидуальном сознании) обеспечивается генерирование новых кодов, значений и смыслов и модификация уже сложившихся. «Я – Я» как канал коммуникации во времени рассматривается, наряду с переживаниями, в качестве механизма, обеспечивающего сохранение целостности индивидуальной и социокультурной идентичности, а также гармонизацию составляющих индивидуальных и групповых психологических хронотопов через восстановление «связи времен».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Наталья Полева

Полева Наталья Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: npoleva@mail.ru

Литература

Chomsky N. Three factors in language design. Linguistic Inquiry, 2005, Vol. 36, 1-22.

Gindin S.I. Izvestiya AN SSSR, Seriya. Literatura i yazyk, 1985, 44(1), 72–82.(in Russian)

Kandinskii V.V. In: Sinii vsadnik [Blue horseman]. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo', 1996. http://www.kandinsky-art.ru/library/siniy-vsadnik16.html (in Russian)

Kandinskii V.V. Tochka i liniya na ploskosti [Point and line in the plane]. Moscow: Azbuka-Attikus, 2015. (in Russian)

Lotman Yu. In: Yu.M. Lotman. Izbrannye stat'i [Selected articles]. Tallin: Aleksandra, 1992. pp. 76–90. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in the space of the psychological chronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)

Podzemskaya N.P. In: Iskusstvo kak yazyk – yazyki iskusstva. Gosudarstvennaya akademiya khudozhestvennykh nauk i esteticheskaya teoriya 1920-kh godov [Art as a language is the language of art. The State Academy of Artistic Sciences and the aesthetic theory of the 1920s]. Moscow: Novoe literaturnoe obostrenie, 2017, 44–78. (in Russian)

Shpet G.G. Byulleteni GAKhN, 1926, 4(5), 3–20. (in Russian)

Shpet G.G. Esteticheskie fragmenti [Aesthetic fragments]. Moscow: Pravda, 1989. (in Russian)

Shpet G.G. In: Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Selected psychological works]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996. pp. 49–260. (in Russian)

Zhinkin N.I. Voprosy yazykoznaniya, 1964, Vol. 6, 26–38. (in Russian)

Zhinkin N.I. Rech' kak provodnik informatsii [Speech as a conduit of information]. Moscow: Nauka, 1982. (in Russian)

Zimnyaya I.A. In: Vydayushchiesya psikhologi Moskvy [Outstanding psychologists of Moscow]. Moscow: MGPPU, 2016. pp. 181–192. (in Russian)Poleva Natalia S. Ph.D., Senior Research Associate, FGBNU 'Psychological Institute of Russian Academy of Education', ul. Mokhovaya, 9–4, 125009 Moscow, Russia.E-mail: npoleva@mail.ruORCID ID: 0000-0003-2209-1217

Число просмотров

Просмотров: 95

Опубликован

26.06.2018

Как цитировать

Полева, Н. (2018). Искусство как язык и как коммуникация. Психологические исследования, 11(59). https://doi.org/10.54359/ps.v11i59.289

Выпуск

Раздел

Статьи