Опыт культурно-исторического анализа эмоционально-личностного развития детей в разной социальной и исторической ситуации

Авторы

  • Наталья Бурлакова
  • Полина Давидович

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.308

Ключевые слова:

культурно-историческая психология, культурно-исторический анализ, психическое развитие детей в разные исторические периоды, психология развития, клиническая психология развития, качественное исследование

Аннотация

Представлен опыт описания и сравнительного культурно-исторического анализа развития детей в различных исторических условиях: периода кризиса 1992–2000 гг. и периода стабилизации 2012–2015 гг. Исследование предполагало качественный анализ объективных исторических и социально-демографических данных, материальных условий проживания семей, рода занятости родителей, доступных ресурсов и т.п.; изучение структуры семей. Наряду с перечисленными данными в анализе использовались результаты интервью с родителями, а также длительных наблюдений за детьми в условиях детских учреждений. На материале сравнительного анализа двух групп семей с детьми старшего дошкольного возраста из г. Москвы 1992–1993 гг. (24 семьи) и 2006–2008 гг. (31 семья) осмысляются: 1) особенности и различия культурно-исторических условий, а также качественное своеобразие социальных групп, к которым принадлежали семьи; 2) родительские представления об образе (проекте) ребенка; 3) психологические особенности детей двух групп и культурно обусловленные рисковые варианты в развитии их личности. Показано, что культурно-исторические условия не просто влияют на особенности развития ребенка, но становятся организующим моментом психического развития и органично включаются в его структуру. Данный тип исследования вводит проблематику психологии развития и детской клинической психологии в более широкий круг исследований развития общества и культуры; проблемы возрастной психологии и детской клинической психологии предстают в контексте круга проблем исторического развития человека, связи и разрывов поколений, ускоряющегося исторического времени, социальной неоднородности и расширяющихся культурных пространств, внутри которых организуется развитие.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Наталья Бурлакова

Бурлакова Наталья Семеновна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: naburlakova@yandex.ru

Полина Давидович

Давидович Полина Сергеевна. Аспирант, кафедра нейрои патопсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: bypelageya@gmail.com

Литература

Billig M. Arguing and Thinking: A Rhetorical Approach to Social Psychology. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996.

Bratus' B.S. Anomalii lichnosti [Anomalies of personality]. Moscow: Mysl', 1988. (in Russian)

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Voprosy psikhologii, 2012, Vol. 6, 35–44. (in Russian)

Burlakova N. S., Bykova P.S. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2015, 18 (2), 123–133. doi: 10.11621/npj.2015.0213 (in Russian)

Burlakova N.S. In: Psikhicheskoe zdorov'e cheloveka XXI veka [Mental health of man of the XXI century]. Moscow: Gorodets, 2016. pp. 25–27. (in Russian)

Вurlakova N.S., Davidovich P.S. Parental expectations in families from different social and cultural groups and their influence on emotional and personal development of a child. European Psychiatry, 2017, Vol. 41, 512.

Burlakova N.S., Davidovich P.S. European Psychiatry, 2017, Vol. 41, 512.

Elkonin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow: Pedagogika, 1989. (in Russian)

Elkonin B.D. Voprosy psikhologii, 1992, Vol. 4, 7–13 (in Russian)

Gergen K. J. Social Psychology as History. Journal of Personality and Social Psychology, 1973, 26(2), 309–320.

Gergen K. Social Constructionism in Contex. London: Sage Publications, 2001.

Isaeva M.A. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2011, Vol. 3, 290–295. (in Russian)

Karabanova O. A. Obrazovatel'naya politika, 2010, 5(6), 52–61. (in Russian)

Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and Society]. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian).

Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in space of psychological hronotope]. Moscow: Smysl, 2016. (in Russian)

Moscovici S. The phenomenon of social representations. Social representations. Cambridge,UK: Cambridge University Press, 1984.

Postnikova M. I. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I.Gertsena, 2008, 12(81), 265–276 (in Russian)

Sivrikova N. V. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 2015, 11 (2), 100-107. doi:10.17759/chp.2015110210 (in Russian)

Slobodchikov V.I. Voprosy psikhologii, 1991, Vol. 2, 37–49. (in Russian)

Smirnova E.O. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, 23 (4), 25–35. doi:10.17759/cpp.2015230403 (in Russian)

Tikhonova N.E. Sotsial'naya stratifikatsiya v sovremennoi Rossii: opyt empiricheskogo analiza [Social stratification in modern Russia: the experience of empirical analysis.]. Moscow: Institut sotsiologii RAN, 2007. (in Russian)

Tolstykh N.N. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 2015, 23(4), 7–24. doi:10.17759/cpp.2015230402 (in Russian)

Feldshtein D.I. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 2010, 2(4), 6–11. (in Russian)

Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii. Problemy razvitiya psikhiki [Collected Works. Problems of development of the mind]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 68

Опубликован

23.04.2018

Как цитировать

Бурлакова, Н., & Давидович, П. (2018). Опыт культурно-исторического анализа эмоционально-личностного развития детей в разной социальной и исторической ситуации. Психологические исследования, 11(58). https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.308

Выпуск

Раздел

Статьи