Особенности восприятия социальной действительности современными подростками
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.310Ключевые слова:
социальные переживания, социальные эмоции, старшие подростки, социализация, этническая идентичность, этнос, этническая группаАннотация
Рассматривается проблема восприятия социальной действительности современными подростками через развитие их социальных эмоций (переживаний) и этнической идентичности. Актуальность проблемы исследования связана с увеличением неопределенности из-за постоянных трансформаций ценностей, норм, эталонов современной действительности, активной включенности в информационное поле, в современное полиэтническое пространство. Социальные эмоции (переживания) можно рассматривать как индикатор эмоционального реагирования на воздействие социального пространства: близкого окружения, социального окружения, средств массовой коммуникации и сети Интернет, а позитивный характер этнической идентичности является одним из условий и факторов благополучия многонационального общества. Результаты эмпирического исследования показали, что положительные социальные эмоции (переживания) современных старших подростков обусловлены процессом общения и взаимодействия с семьей и близкими людьми; приобретением материальных благ и собственными достижениями. Негативные социальные эмоции (переживания) кристаллизуются в ситуациях угрозы терроризма и сбоями в работе интернет-пространства, указывая на аффективную значимость «безопасности» и «информационной социализации». Свое будущее они не ассоциируют как тревожное и больше склонны к перманентности настоящего. Этническая идентичность не является ведущей категорией в структуре социальной идентичности подростка. Для старших подростков характерным является выраженный этноцентризм. Этноцентризм, предполагающий противопоставление своей группы другим этническим группам, выступает в качестве механизма дифференциации собственной этнической принадлежности. При этом в настоящее время противопоставление своего этноса по отношению к другим происходит посредствам этнических групп, не являющихся частью нашего общества. Можно предположить, что изменение социального контекста определяет динамику процесса социализации и формирования социокультурной идентичности современного подростка.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire [Social psychology in the modern world]. Moscow: Aspekt Press, 2002. (in Russian)
Belinskaya E.P. Chelovek v izmenyayushchemsya mire – sotsial'no-psikhologicheskaya perspektiva [A person in a changing world is a social and psychological perspective]. Moscow: Prometei, 2005. (in Russian)
Churbakova A.I. Prepodavatel' XXI vek, 2013, No. 4, 419–424. (in Russian)
Hochschild A.R. The managed heart: commercialization of human feeling. Berkeley: University of California Press, 1983.
Lebedeva N.M., Stefanenko T.G., Luneva O.V. Mezhkul'turnyi dialog v shkole. Teoriya i metodologiya. Kn. 1. [Intercultural dialogue at school. Theory and methodology. Book 1]. Moscow: RUDN, 2004. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, 3(5), 1. http:// psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. (Red.). Kontseptsii sotsializatsii i individualizatsii v sovremennoi psikhologii [Concepts of socialization and individualization in modern psychology]. Moscow: IG-SOTsIN, 2010. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme [The problem of socialization in the historical and genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015a. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Identichnost' i sotsializatsiya v sovremennom mire [Identity and socialization in the modern world]. Moscow: MPGU, 2015b. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Kul'tura i subkul'tura v prostranstve psikhologicheskogo khronotopa [Culture and subculture in the space of psychological chronotope]. Moscow: Smysl, 2017. (in Russian)
Shpet G.G. Psikhologiya sotsial'nogo bytiya [Psychology of social life]. Voronezh: MODEK, 1996. (in Russian)