Возрастная феноменология конструирования идентичности: от подростка к юношеству

Авторы

  • Елена Изотова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.312

Ключевые слова:

изменчивость, неопределенность, персональная идентичность, социальная идентичность, сбалансированность идентичности, дифференцированность идентичности, поля самокатегоризации личности, валентность самопредъявления

Аннотация

Представлены результаты исследования персональной и социальной идентичности, ее дифференцированности у подростков и юношей / девушек в условиях изменчивости и неопределенности социального контекста их развития. Продемонстрирована и эмпирически обоснована возрастная динамика сформированности идентичности и степени ее осознанности при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Выявлена специфика категоризации и самокатегоризации подростков и юношей в различных группах и сообществах (учебные студенческие группы разнопрофильных вузов, кадетский пансион для девочек, летний оздоровительный лагерь). Было показано, что структура и содержание идентичности, так же как и характеристик самопредъявления современного поколения, рельефно отражают специфику сложной социально-психологической реальности. В частности, влияние условий нормативного ограничения свободы и вариативности самопредъявления на структуру и содержание идентичности девочек-подростков из кадетского корпуса. Выявлена связь целей самокатегоризации с социокультурным контекстом, востребованностью в ингруппе тех или иных качеств. Представлены эмпирические иллюстрации возрастной и социокультурной специфики конструирования идентичности, что выражается в различиях доминанты и ранговой диспозиции ее компонентов не только в вертикали развития личности (подростковая и юношеская страта общества), но и в ее горизонтали (группы с фиксированными и диффузными границами, а также особенностями пространственно-временной организации) (N = 228). Доказана амбивалентность эмоциональной оценки идентичности у достаточно большой группы подростков, которая проявилась в лингвистических оборотах и используемой терминологии. Полученные результаты позволили выявить жанровую и терминологическую эклектичность самоописаний, что задает лексическую специфику самокатегоризации подростков и юношей, присущую в разной степени возрастным и социокультурным группам участников. При этом самой высокой лексической эклектичностью характеризуется подростковая подвыборка, состоящая из участников старших отрядов летнего оздоровительного лагеря, самой низкой – подростковая подвыборка, состоящая из воспитанниц кадетского пансиона.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Изотова

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, 119991 Москва, Россия; лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: teoretic@mail.ru

Литература

Antonova N.V. Voprosy Psikhologii, 1996, No. 1, 131–143. (in Russian)

Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Melted modernity]. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)

Guseltseva M.S. In: Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodologiya i empirika [Positive socialization of children and teenagers. Methodology and empiricist]. Moscow: Smysl, 2016. pp. 138–142. (in Russian)

Habermas J. Autonomy and Solidarity. London: Verso, 1992.

Izotova E.I. In: Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodologiya i empirika [Positive socialization of children and teenagers. Methodology and empiricist]. Moscow: Smysl, 2016. pp. 164–193. (in Russian)

Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications. In: S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (Eds.), Social identity: International perspective. New York, NY: Sage, 1998. pp. 44–52.

Martsinkovskaya T.D., Siyuchenko A.S. Voprosy Psikhologii, 2014, No. 6, 3–14. (in Russian)

Tajfel H. (Ed.). Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.

Test «Kto Ya?» In: Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gosud. universitet, 2012. pp. 13–21. (in Russian)

Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behavior. In: E. Lawer (Ed.), Advances in Group Processes. Greenwich, Connecticut: JAI Press, 1985. Vol. 2, pp. 77–121.

Число просмотров

Просмотров: 350

Опубликован

27.04.2018

Как цитировать

Изотова, Е. (2018). Возрастная феноменология конструирования идентичности: от подростка к юношеству . Психологические исследования, 11(58). https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.312

Выпуск

Раздел

Статьи