Возрастная феноменология конструирования идентичности: от подростка к юношеству
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v11i58.312Ключевые слова:
изменчивость, неопределенность, персональная идентичность, социальная идентичность, сбалансированность идентичности, дифференцированность идентичности, поля самокатегоризации личности, валентность самопредъявленияАннотация
Представлены результаты исследования персональной и социальной идентичности, ее дифференцированности у подростков и юношей / девушек в условиях изменчивости и неопределенности социального контекста их развития. Продемонстрирована и эмпирически обоснована возрастная динамика сформированности идентичности и степени ее осознанности при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Выявлена специфика категоризации и самокатегоризации подростков и юношей в различных группах и сообществах (учебные студенческие группы разнопрофильных вузов, кадетский пансион для девочек, летний оздоровительный лагерь). Было показано, что структура и содержание идентичности, так же как и характеристик самопредъявления современного поколения, рельефно отражают специфику сложной социально-психологической реальности. В частности, влияние условий нормативного ограничения свободы и вариативности самопредъявления на структуру и содержание идентичности девочек-подростков из кадетского корпуса. Выявлена связь целей самокатегоризации с социокультурным контекстом, востребованностью в ингруппе тех или иных качеств. Представлены эмпирические иллюстрации возрастной и социокультурной специфики конструирования идентичности, что выражается в различиях доминанты и ранговой диспозиции ее компонентов не только в вертикали развития личности (подростковая и юношеская страта общества), но и в ее горизонтали (группы с фиксированными и диффузными границами, а также особенностями пространственно-временной организации) (N = 228). Доказана амбивалентность эмоциональной оценки идентичности у достаточно большой группы подростков, которая проявилась в лингвистических оборотах и используемой терминологии. Полученные результаты позволили выявить жанровую и терминологическую эклектичность самоописаний, что задает лексическую специфику самокатегоризации подростков и юношей, присущую в разной степени возрастным и социокультурным группам участников. При этом самой высокой лексической эклектичностью характеризуется подростковая подвыборка, состоящая из участников старших отрядов летнего оздоровительного лагеря, самой низкой – подростковая подвыборка, состоящая из воспитанниц кадетского пансиона.
Скачивания
Литература
Antonova N.V. Voprosy Psikhologii, 1996, No. 1, 131–143. (in Russian)
Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Melted modernity]. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)
Guseltseva M.S. In: Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodologiya i empirika [Positive socialization of children and teenagers. Methodology and empiricist]. Moscow: Smysl, 2016. pp. 138–142. (in Russian)
Habermas J. Autonomy and Solidarity. London: Verso, 1992.
Izotova E.I. In: Pozitivnaya sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodologiya i empirika [Positive socialization of children and teenagers. Methodology and empiricist]. Moscow: Smysl, 2016. pp. 164–193. (in Russian)
Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications. In: S. Worchel, J.F. Morales, D. Paez, J. Deschamps (Eds.), Social identity: International perspective. New York, NY: Sage, 1998. pp. 44–52.
Martsinkovskaya T.D., Siyuchenko A.S. Voprosy Psikhologii, 2014, No. 6, 3–14. (in Russian)
Tajfel H. (Ed.). Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press, 1978.
Test «Kto Ya?» In: Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gosud. universitet, 2012. pp. 13–21. (in Russian)
Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behavior. In: E. Lawer (Ed.), Advances in Group Processes. Greenwich, Connecticut: JAI Press, 1985. Vol. 2, pp. 77–121.