Текучая повседневность: маркеры изменений
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.336Ключевые слова:
психология повседневности, методология, современность, трансдисциплинарность, транзитивное общество, субъективность, этнографический методАннотация
Возникновение психологии повседневности в качестве нового исследовательского направления обусловлено тремя факторами: общей логикой развития науки, вызовами конкретной социокультурной ситуации и эпистемологическим поворотом в научном сообществе. Историко-методологическими предпосылками психологии повседневности являются появление антропологической оптики, фокусирующей взгляд на феномене человека, на изменениях его субъективности, динамике культуральных движений и социальных групп, на разнообразии жизненных стилей в современном обществе. Социокультурные предпосылки сводятся к общей гуманизации культуры и значимости в психологии ее текущих трансформаций (ведущих трендов). Эпистемологические предпосылки представляют собой дизайн методологических поворотов и исследовательских стратегий, позволяющих исследовать взаимопревращения субъективности и повседневности с позиций роста разнообразия, неопределенности, сверхсложности. Интерес к повседневности возникает прежде всего там, где изменения вторгаются в субъективный мир человека и трансформация бытовых норм становятся предметом осмысления. Сдвиги повседневности совершаются незаметно как для обывателя, так и для исследователей. Наиболее эффективным средством анализа здесь становится этнографический метод, обретающий статус трансдисциплинарного в социогуманитарном познании. Изучение повседневности раскрывается как трансформация социальной реальности, выделение в ней ведущих социокультурных тенденций; как анализ современности с позиций ее неоднородности и противоречивости. Сила слабых связей, «гибкая сила», движение от парадигмы конфликта к солидарности, цивилизационные тренды гуманизации и глобальное снижение насилия рассматриваются здесь как значимые характеристики повседневности. Современность мозаична и гетерогенна: это одеяло неравномерно покрывает все уголки планеты, в нем достаточно дыр, через которые проглядывают традиционные и архаичные образы жизни. Изучение повседневности выводит на передний план феноменологию маргинального поведения, соединяя незаметное и экстраординарное, рутинное и спонтанное, рассматривая разнообразие как норму жизни. Для отслеживания текущих трансформаций необходимо изменение прежних схем мышления, а также сочетание разных маркеров, привлечение исследовательских стратегий смежных наук.
Скачивания
Литература
Antropologicheskii forum, 2014, Vol. 1, 6–101. (in Russian)
Ares F., Dyubi Zh. Istoriya chastnoi zhizni [Histoire de la vie privée]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. (in Russian)
Bauman Z. Sotsiologicheskii zhurnal, 1994, Vol. 4, 69–80. http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/106/108 (in Russian)
Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Liquid Modernity]. St. Petersburg: Piter, 2008. (in Russian)
Blokh E. Kosmopolis, 2004, 4(10), 134–141. (in Russian)
Brams S.Dzh., Teilor A.D. Delim po spravedlivosti, ili Garantiya vyigrysha kazhdomu [The Win-Win Solution. Guaranteeing Fair Shares to Everybody]. Moscow: Sinteg, 2002. (in Russian)
Butrin D. Kurs lektsii, 2017, https://openuni.io/course/5-course-4/lesson/1/ (in Russian)
de Certeau M. Izobretenie povsednevnosti [L’invention du quotidian]. St.Petersburg: Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta, 2013. (in Russian)
Garfinkel' G. Issledovaniya po etnometodologii [Studies in Ethnomethodology]. St. Petersburg: Piter, 2007. (in Russian)
Garfinkel' G. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2009, 8(1), 3–25. (in Russian)
Gramshi A. Tyuremnye tetradi [Prison Notebooks]. Moscow: Politizdat, 1991, https://www.civisbook.ru/files/File/Gramshi,tetradi.pdf (in Russian)
Granovetter M. Ekonomicheskaya sotsiologiya, 2009, 10(4). https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208204981/ecsoc_t10_n4.pdf (in Russian)
Grishina N.V. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(24), 2. (in Russian)
Guseltseva M.S. Mir psikhologii, 2016, Vol. 2, 137–150. (in Russian)
Guseltseva M.S. Obrazovatel'naya politika, 2015, 2(68), 6–26. (in Russian)
Fedotova V.G. (Ed.). Menyayushchayasya sotsial'nost': novye formy modernizatsii i progressa [Changing sociality: new forms of modernization and progress]. Moscow: IFRAN, 2010. (in Russian)
Hobsbawm E., Ranger T. (Eds.). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
Kasavin I.T., Shchavelev S.P. Analiz povsednevnosti [Research of everyday life]. Moscow: Kanon+, 2004. (in Russian)
Khobsbaum E. Vestnik Evrazii, 2000, Vol. 1, 47–62. (in Russian)
Khosking Dzh. Doveriya: istoriya [Trust: A History]. Moscow: ROSSPEN, 2016. (in Russian)
Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society: New Theories of the Contemporary World. Oxford: Blackwell Publishers, 1995.
Malyavin V.V. (Ed.). Dao-De tszin: Kniga o Puti zhizni. Moscow: Feoriya. 2010. (in Russian)
Markov A.V. 1980: god rozhdeniya povsednevnosti [1980: the year of birth of everyday life]. Moscow: Evropa, 2014. (in Russian)
Merton R. The Thomas Theorem and The Matthew Effect? Social Forces, 1995, 74(2), 379–424, http://www.garfield.library.upenn.edu/merton/thomastheorem.pdf
Mischel W. Toward an integrative science of the person. Annual Review of Psychology, 2004, Vol. 55, 1–22.
Nai Dzh. Gibkaya sila. Kak dobit'sya uspekha v mirovoi politike [Soft Power: The Means to Success in World Politics]. Moscow: Trend, 2006. (in Russian)
Pinker S. The Better Angels of Our Nature. Why Violence Has Declined. New York, NY: Viking, 2011.
Shulman E.M. Doklad v lektorii Moskovskogo muzeya sovremennogo iskusstva, 21.12.2016. https://www.youtube.com/watch?v=8S8UT2208M8 (in Russian)
Znakov V.V. Psikhologiya ponimaniya mira cheloveka [The psychology of understanding a man`s world]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2016. (in Russian)
Zubarevich N.V. Regional'naya ekonomika: vyzovy, prioritety, strategicheskie orientiry [Regional economy: challenges, priorities, strategic landmarks]. Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvenniy ekonomicheskiy universitet, 2017. (in Russian)