Социально-когнитивные характеристики личности и особенности поведения у студентов с разной степенью выраженности подчиняемости авторитету
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i56.339Ключевые слова:
подчинение, подчиняемость, авторитет, запреты, социально-когнитивные характеристики, МилгрэмАннотация
Проблема деструктивного подчинения личности легитимному авторитету занимает в социальной психологии одно из ведущих мест. Пионер в области исследования подчинения авторитету – С.Милгрэм – указывал что, подчиняясь, человек впадает в особое состояние, названное им агентным, подчеркивая, что это состояние ума. Нам представляется, что, так определив это состояние, Милгрэм создал основу для исследования особенностей социально-когнитивных характеристик личности с разной степенью выраженности подчиняемости. Учитывая вышесказанное, мы провели исследование, целью которого являлось выявление у студентов с разной степенью выраженности подчиняемости авторитету различий в уровне субъективного контроля, установках мотивационно-потребностной сферы и оценках своих межличностных отношений в связи с актуализацией у них подчиненного поведения в моделируемых условиях межличностного взаимодействия. Выборка исследования составила 72 человека, обучающихся на факультетах СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Из них 30 человек приняли участие в эксперименте. Исследование показало, что в социально-когнитивных характеристиках и поведении личности с разной степенью выраженности подчиняемости авторитету существуют различия, проявляющиеся при ее межличностном взаимодействии. В частности, студенты с низкой степенью выраженности подчиняемости имеют высокий уровень интернальности и более осторожны при выборе лиц, с которыми устанавливают дружеские отношения. У них сформированы социальные установки на результат, труд, свободу и власть. Наоборот, студенты с высокой степенью выраженности подчиняемости имеют более низкий уровень интернальности и менее осторожны при установлении дружеских отношений. Как правило, у них сформированы установки на процесс и альтруизм. Также экспериментально показано, что в ситуации подчинения авторитету имеющееся у человека знание о том, что авторитет сознательно подвергает его обману, вследствие которого цель выполняемой им деятельности становится неопределенной, при строго определенных задании и запретах авторитета, неспособно освободить человека от психологического влияния ситуации подчинения.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya [Psychology of social cognition]. Moscow: Aspekt Press, 2000. (in Russian)
Bandura A. Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 44(9), 1989, 1175–1184. doi: 10.1037/0003-066X.44.9.1175
Bem D.J. Self-perception theory. Advances in experimental social psychology, 1972, Vol. 6, 1–62. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60024-6
Blass T. From New Haven to Santa Clara: A historical perspective on the Milgram obedience experiments. American Psychologist, 2009, 64(1), 37–45. doi: 10.1037/a0014434
Bodalev A.A., Derkach A.A., Laptev L.G. (Eds.). Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa: Posobie dlya spetsialistov, rabotayushchikh s personalom. Moscow: Institut psikhoterapii, 2001. (in Russian)
Burger J. Replicating Milgram: Would people still obey today? American Psychologist, 2009, 64(1), 1–11. doi: 10.1037/a0010932
Caspar E., Christensen J., Cleeremans A., Haggard P. Coercion Changes the Sense of Agency in the Human Brain. Current Biology, 2016, 26(5), 585–592.
Doliński D., Grzyb T., Folwarczny M., Grzybała P., Krzyszycha K., Martynowska K., Trojanowski J. Would You Deliver an Electric Shock in 2015? Obedience in the experimental paradigm developed by Stanley Milgram in the 50 years following the original studies. Social Psychological and Personality Science, 2017. doi:10.1177/1948550617693060
Doob L.W. The behavior of attitudes. Psychological review, 1947, 54(3), 135–156. doi: 10.1037/h0058371
Elms A.C. Obedience lite. American Psychologist, 2009, 64(1), 32–36. doi: 10.1037/a0014473
Ershova R.V. In: Eksperimental'naya psikhologiya v Rossii: traditsii i perspektivy. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2010. pp. 803–807. (in Russian)
Fromm E. Chelovek dlya sebya [Man for himself]. Moscow: Ast, 2016. (in Russian)
Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York, NY: McGraw-Hill, 1967.
Haslam A., Reicher S., Millard K. Shock treatment: Using immersive digital realism to restage and re-examine Milgram’s ‘Obedience to Authority’ research. PLoS ONE, 2015, 10(3), e109015. doi:10.1371/journal.pone.0109015
Haslam N., Loughnan S., Perry G. Meta-Milgram: An empirical synthesis of the obedience experiments. PLoS ONE, 2014, 9(4), e93927. doi: 10.1371/journal.pone.0093927
Hofling Ch., Brotzman E., Dalrymple S., Graves N., Pierce Ch. An experimental study in nurse-physician relationships. Journal of Nervous and Mental Disease, 1966, 143(2), 171–180.
Kulinkovich T.O. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, Vol. 1, 52–56. (in Russian)
Mermillod M., Marchand V., Lepage J., Begue L., Dambrun M. Destructive obedience without pressure: beyond the limits of the agentic state. Social Psychology, 46(6), 2015, 345–351. doi: 10.1027/1864-9335/a000251
Milgram S. Obedience to authority: an experimental view. London: Tavistock publications, 1974.
Milgram S. Podchinenie avtoritetu: nauchnyi vzglyad na vlast' i moral' [Obedience to authority: an experimental view]. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2016. (in Russian)
Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence. Personality and Individual Differences, 2000, Vol. 29, 313–320. doi: 10.1016/S0191-8869(99)00195-6
Poskocil A. The college classroom as a learning environment: Toward a definition of the situation. Teaching sociology, 1977, 4(4), 283–296.
Raigorodskii D.Ya. (Ed.). Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Samara: Bakhrakh-M, 2001. (in Russian)
Raskumandrina M.E. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavskii gos. universitet, Yaroslavl, 2005. (in Russian)
Reicher S., Haslam A., Miller A. What makes a person a perpetrator? The intellectual, moral, and methodological arguments for revisiting Milgram's research on the influence of authority. Journal of Social Issues, 70(3), 2014, 393–408. doi: 10.1111/josi.12067
Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological monographs: General and applied, 1966, 80(1), 1–28. doi: 10.1037/h0092976
Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. New York, NY: Praeger, 1982.
Rukavishnikov A.A. Oprosnik mezhlichnostnykh otnoshenii [Interpersonal relationships questionnaire]. Yaroslavl': Psikhodiagnostika, 1992. (in Russian)
Selman R. The growth of interpersonal understanding: developmental and clinical analyses. New York, NY: Academic Press, 1980.
Sobchik L.N. Psikhologiya individual'nosti. Teoriya i praktika psikhodiagnostiki [Psychology of individuality]. St. Petersburg: Rech', 2005. (in Russian)
Strickland B.R. Internal – external control of reinforcement. In: Personality Variables in Social Behavior. New York, NY: Erlbaum, 1977. pp. 219–279
Ushakov D.V. In: Sotsial'nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2004. pp. 11–28 (in Russian)
Zimbardo P.G. Effekt Lyutsifera. Pochemu khoroshie lyudi prevrashchayutsya v zlodeev [The Lucifer effect. Understanding how good people turn evil]. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2014. (in Russian)
Zimbardo P.G. Haney C., Banks, W.C. Study of prisoners and guards in a simulated prison. Naval Research Reviews, 1973, Vol. 9, 1–17.