Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.347Ключевые слова:
эмоциональное развитие, социокультурный норматив, социокультурные вариации модели эмоционального развития, когнитивный компонент, аффективный компонент, реактивный компонентАннотация
Представлены результаты исследования эмоционального развития детей и подростков, а также конструирования социокультурной вариации модели эмоционального развития, репрезентативной для данных возрастных категорий. Было показано, что эмоциональное развитие в детском и подростковом возрастах осуществляется в трех взаимосвязанных зонах и имеет три компонента – когнитивный, аффективный и реактивный, что позволило сконструировать априорную модель эмоционального развития и ее эмпирически обосновать (N = 326). В итоге эмпирических обоснований подтверждено, что когнитивный компонент интегрирует представления об эмоциональной сфере человека, восприятие и понимание эмоциональной информации наряду с вербализацией эмоциональных явлений; аффективный компонент определяется порогом реагирования и модальностным рядом переживаний в сочетании с эмпатийностью личности; реактивный компонент характеризуется непроизвольными и произвольными формами эмоционального реагирования. Определено понятие социокультурного норматива переживания и выражения эмоций, включающего и инструменты оценки его влияния на эмоциональное поведение личности. Обозначены различия социокультурных нормативов для трех этнокультурных подвыборок, имеющих специфику сценариев эмоционального поведения. Выделены три типа норматива – стимулирующий экспрессивное поведение; табуирующий интенсивное выражение эмоций; задающий гибкий «плавающий» режим эмоциональной регуляции исходя из целей актуальной социальной ситуации. В статье проиллюстрированы результаты опосредованного влияния социокультурного норматива на непроизвольную экспрессию, а также на актуализацию механизмов произвольного выражения эмоций, относящихся к разным этнокультурным группам. В результате статистического анализа осуществлена верификация априорной модели эмоционального развития детей и подростков (ее социокультурной вариации), на основании чего она переведена в статус состоятельной апостериорной модели.
Скачивания
Литература
Andreeva G.M. (Ed.). Etnicheskaya psikhologiya: Etnicheskie protsessy i obraz zhizni lyudei [Ethnic psychology: Ethnic processes and rules of life of people]. Moscow: RUDN, 1984. (in Russian)
Bromlei Yu.V. Ocherki teorii etnosa [Stories of the theory of ethnos]. Moscow: Nauka, 1983. (in Russian)
Ekman P. Facial expression. In: A. Siegman, S. Feldstein (Eds.), Nonverbal Communication and Behavior. New Jersey: Lawrence Erlbaum Association, 1977. pp. 97–126.
Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of the personality and small groups]. Moscow: Institut Psikhoterapii, 2002. (in Russian)
Garmaeva T.V. PhD dissertation (Psychology). Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya, Moscow, 2006. (in Russian)
Izotova E.I. Zakonomernosti i invarianty emotsional'nogo razvitiya detei i podrostkov [Regularities and invariants of emotional development of children and teenagers]. Moscow: Prometei, 2014. (in Russian)
Izotova E.I. Voprosy Psikhologii, 2016, No. 1, 55–68. (in Russian)
Lyusin D.V. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2012. (in Russian)
Matsumoto D. Psikhologiya i kul'tura [Psychology and culture]. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2002. (in Russian)
Shpet G.G. Vvedenie v etnicheskuyu psikhologiyu [Introduction to ethnic psychology]. St. Petersburg: Aleteiya,1996a. (in Russian)
Shpet G.G. Psikhologiya sotsial'nogo bytiya [Psychology of social life]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996b. (in Russian)