Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах

Авторы

  • Елена Изотова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.347

Ключевые слова:

эмоциональное развитие, социокультурный норматив, социокультурные вариации модели эмоционального развития, когнитивный компонент, аффективный компонент, реактивный компонент

Аннотация

Представлены результаты исследования эмоционального развития детей и подростков, а также конструирования социокультурной вариации модели эмоционального развития, репрезентативной для данных возрастных категорий. Было показано, что эмоциональное развитие в детском и подростковом возрастах осуществляется в трех взаимосвязанных зонах и имеет три компонента – когнитивный, аффективный и реактивный, что позволило сконструировать априорную модель эмоционального развития и ее эмпирически обосновать (N = 326). В итоге эмпирических обоснований подтверждено, что когнитивный компонент интегрирует представления об эмоциональной сфере человека, восприятие и понимание эмоциональной информации наряду с вербализацией эмоциональных явлений; аффективный компонент определяется порогом реагирования и модальностным рядом переживаний в сочетании с эмпатийностью личности; реактивный компонент характеризуется непроизвольными и произвольными формами эмоционального реагирования. Определено понятие социокультурного норматива переживания и выражения эмоций, включающего и инструменты оценки его влияния на эмоциональное поведение личности. Обозначены различия социокультурных нормативов для трех этнокультурных подвыборок, имеющих специфику сценариев эмоционального поведения. Выделены три типа норматива – стимулирующий экспрессивное поведение; табуирующий интенсивное выражение эмоций; задающий гибкий «плавающий» режим эмоциональной регуляции исходя из целей актуальной социальной ситуации. В статье проиллюстрированы результаты опосредованного влияния социокультурного норматива на непроизвольную экспрессию, а также на актуализацию механизмов произвольного выражения эмоций, относящихся к разным этнокультурным группам. В результате статистического анализа осуществлена верификация априорной модели эмоционального развития детей и подростков (ее социокультурной вариации), на основании чего она переведена в статус состоятельной апостериорной модели.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Елена Изотова

Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, 119991 Москва, Россия. E-mail: teoretic@mail.ru

Литература

Andreeva G.M. (Ed.). Etnicheskaya psikhologiya: Etnicheskie protsessy i obraz zhizni lyudei [Ethnic psychology: Ethnic processes and rules of life of people]. Moscow: RUDN, 1984. (in Russian)

Bromlei Yu.V. Ocherki teorii etnosa [Stories of the theory of ethnos]. Moscow: Nauka, 1983. (in Russian)

Ekman P. Facial expression. In: A. Siegman, S. Feldstein (Eds.), Nonverbal Communication and Behavior. New Jersey: Lawrence Erlbaum Association, 1977. pp. 97–126.

Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of the personality and small groups]. Moscow: Institut Psikhoterapii, 2002. (in Russian)

Garmaeva T.V. PhD dissertation (Psychology). Psikhologicheskii institut Rossiiskoi akademii obrazovaniya, Moscow, 2006. (in Russian)

Izotova E.I. Zakonomernosti i invarianty emotsional'nogo razvitiya detei i podrostkov [Regularities and invariants of emotional development of children and teenagers]. Moscow: Prometei, 2014. (in Russian)

Izotova E.I. Voprosy Psikhologii, 2016, No. 1, 55–68. (in Russian)

Lyusin D.V. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Sotsializatsiya detei i podrostkov. Metodicheskii kompleks [Socialization of children and teenagers. Methodical complex]. Moscow: Mosk. ped. gos. universitet, 2012. (in Russian)

Matsumoto D. Psikhologiya i kul'tura [Psychology and culture]. St. Petersburg: Praim-Evroznak, 2002. (in Russian)

Shpet G.G. Vvedenie v etnicheskuyu psikhologiyu [Introduction to ethnic psychology]. St. Petersburg: Aleteiya,1996a. (in Russian)

Shpet G.G. Psikhologiya sotsial'nogo bytiya [Psychology of social life]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996b. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 161

Опубликован

31.10.2017

Как цитировать

Изотова, Е. (2017). Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.347

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>