Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах

Авторы

  • Елена Изотова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.347

Аннотация

Представлены результаты исследования эмоционального развития детей и подростков, а также конструирования социокультурной вариации модели эмоционального развития, репрезентативной для данных возрастных категорий. Было показано, что эмоциональное развитие в детском и подростковом возрастах осуществляется в трех взаимосвязанных зонах и имеет три компонента – когнитивный, аффективный и реактивный, что позволило сконструировать априорную модель эмоционального развития и ее эмпирически обосновать (N = 326). В итоге эмпирических обоснований подтверждено, что когнитивный компонент интегрирует представления об эмоциональной сфере человека, восприятие и понимание эмоциональной информации наряду с вербализацией эмоциональных явлений; аффективный компонент определяется порогом реагирования и модальностным рядом переживаний в сочетании с эмпатийностью личности; реактивный компонент характеризуется непроизвольными и произвольными формами эмоционального реагирования. Определено понятие социокультурного норматива переживания и выражения эмоций, включающего и инструменты оценки его влияния на эмоциональное поведение личности. Обозначены различия социокультурных нормативов для трех этнокультурных подвыборок, имеющих специфику сценариев эмоционального поведения. Выделены три типа норматива – стимулирующий экспрессивное поведение; табуирующий интенсивное выражение эмоций; задающий гибкий «плавающий» режим эмоциональной регуляции исходя из целей актуальной социальной ситуации. В статье проиллюстрированы результаты опосредованного влияния социокультурного норматива на непроизвольную экспрессию, а также на актуализацию механизмов произвольного выражения эмоций, относящихся к разным этнокультурным группам. В результате статистического анализа осуществлена верификация априорной модели эмоционального развития детей и подростков (ее социокультурной вариации), на основании чего она переведена в статус состоятельной апостериорной модели.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

  • Елена Изотова
    Изотова Елена Ивановна. Кандидат психологических наук, доцент, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, 119991 Москва, Россия. E-mail: teoretic@mail.ru

Опубликован

31.10.2017

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Изотова, Е. (2017). Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.347

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>