Концепция П.Я.Гальперина в контексте современной методологии

Авторы

  • Татьяна Марцинковская
  • Василиса Орестова
  • Галина Мишина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.350

Ключевые слова:

ориентировочная деятельность, предмет психологии, неопределенность, множественность, транзитивность, междисциплинарность, образ, образ мира, методология

Аннотация

Рассматривается концепция выдающегося советского психолога Петра Яковлевича Гальперина в контексте современной методологии. Подчеркивается необходимость сохранения преемственности психологического знания, бережного соединения прошлого и настоящего науки, но при этом необходимость обращения к классическим концепциям в новом ключе – в свете тех вызовов, с которыми сталкивается психология на сегодняшний день. Раскрывается, как в свете актуальных задач, встающих перед современной психологической наукой, мы можем по-новому взглянуть на наследие П.Я.Гальперина. Дается анализ понятия ориентировочной деятельности применительно к таким проблемам современного мира, как его множественность, изменчивость и неопределенность. Показано, как представление о предмете психологии как ориентировочной деятельности может по-новому раскрыться в исследовании транзитивности современного мира. Проводится анализ того, какие возможности открывает использование подхода П.Я.Гальперина к проблеме образа для исследований построения, конструирования образа мира и образа Я, идентичности в современном меняющемся мире. Показан подход классика к пониманию потребностей, переживаний, воли и его актуальность в свете решения проблемы ориентировки личности в сложных жизненных ситуациях в эпоху транзитивности. Обращается внимание на то, как представления об ориентировочной деятельности могут быть использованы для расширения возможностей изучения копинг-стратегий и применены к пониманию бессознательного. Ставится вопрос о необходимости осознания связи психологии с другими областями знаний о человеке в исследованиях транзитивности, и, в этой связи, раскрывается и высоко оценивается междисциплинарность в подходе П.Я.Гальперина. Подчеркивается междисциплинарность и мультипарадигмальность современной науки, которая проявляется в том, что возникают новые категории, которые не могут быть включены в старую сетку, а также новые соотношения между категориями. Дается оценка подхода П.Я.Гальперина с точки зрения тенденций современной методологии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Марцинковская

Марцинковская Татьяна Давидовна. Доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия; главный научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, ул. Черняховского, д. 9–1, 125319 Москва, Россия; директор, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: marsinkovskaya@psystudy.ru

Василиса Орестова

Орестова Василиса Руслановна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: v.r.orestova@gmail.com

Галина Мишина

Мишина Галина Александровна. Доктор психологических наук, профессор, кафедра специальной психологии, факультет психологии образования, институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: mishinagalina2017@mail.ru

Библиографические ссылки

Bernshtein N.A. Ocherk po fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti [Essay on the physiology of movements and physiology of activity]. Moscow: Nauka, 1966. (in Russian)

Galperin P.Ya. Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1998. (in Russian)

Galperin P.Ya. Lektsii po psikhologii: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Lectures on Psychology: A Textbook for University Students]. Moscow: KDU, 2005. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014a, 7(36), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014b, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(52), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Опубликован

30.10.2017

Как цитировать

Марцинковская, Т., Орестова, В., & Мишина, Г. (2017). Концепция П.Я.Гальперина в контексте современной методологии. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.350

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>