Концепция П.Я.Гальперина в контексте современной методологии
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.350Ключевые слова:
ориентировочная деятельность, предмет психологии, неопределенность, множественность, транзитивность, междисциплинарность, образ, образ мира, методологияАннотация
Рассматривается концепция выдающегося советского психолога Петра Яковлевича Гальперина в контексте современной методологии. Подчеркивается необходимость сохранения преемственности психологического знания, бережного соединения прошлого и настоящего науки, но при этом необходимость обращения к классическим концепциям в новом ключе – в свете тех вызовов, с которыми сталкивается психология на сегодняшний день. Раскрывается, как в свете актуальных задач, встающих перед современной психологической наукой, мы можем по-новому взглянуть на наследие П.Я.Гальперина. Дается анализ понятия ориентировочной деятельности применительно к таким проблемам современного мира, как его множественность, изменчивость и неопределенность. Показано, как представление о предмете психологии как ориентировочной деятельности может по-новому раскрыться в исследовании транзитивности современного мира. Проводится анализ того, какие возможности открывает использование подхода П.Я.Гальперина к проблеме образа для исследований построения, конструирования образа мира и образа Я, идентичности в современном меняющемся мире. Показан подход классика к пониманию потребностей, переживаний, воли и его актуальность в свете решения проблемы ориентировки личности в сложных жизненных ситуациях в эпоху транзитивности. Обращается внимание на то, как представления об ориентировочной деятельности могут быть использованы для расширения возможностей изучения копинг-стратегий и применены к пониманию бессознательного. Ставится вопрос о необходимости осознания связи психологии с другими областями знаний о человеке в исследованиях транзитивности, и, в этой связи, раскрывается и высоко оценивается междисциплинарность в подходе П.Я.Гальперина. Подчеркивается междисциплинарность и мультипарадигмальность современной науки, которая проявляется в том, что возникают новые категории, которые не могут быть включены в старую сетку, а также новые соотношения между категориями. Дается оценка подхода П.Я.Гальперина с точки зрения тенденций современной методологии.
Скачивания
Литература
Bernshtein N.A. Ocherk po fiziologii dvizhenii i fiziologii aktivnosti [Essay on the physiology of movements and physiology of activity]. Moscow: Nauka, 1966. (in Russian)
Galperin P.Ya. Psikhologiya kak ob"ektivnaya nauka [Psychology as an objective science]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1998. (in Russian)
Galperin P.Ya. Lektsii po psikhologii: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Lectures on Psychology: A Textbook for University Students]. Moscow: KDU, 2005. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014a, 7(36), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014b, 7(37), 12. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(52), 2. http://psystudy.ru (in Russian)