Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков

Авторы

  • Анна Самохвалова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.354

Ключевые слова:

ребенок, подросток, общение, коммуникативные трудности, социокультурная детерминация, преодоление

Аннотация

Проблема возникновения и преодоления коммуникативных трудностей детей и подростков рассматривается с позиции социокультурной детерминации этих процессов. Раскрываются микрофакторы возникновения трудностей общения,связанные с воздействием ближайшего социального окружения на развитие коммуникативной сферы личности ребенка; мезофакторы, связанные с влиянием социальных условий жизни ребенка на онтогенез общения; макрофакторы, связанные с воздействием этноса, культуры, религии, менталитета на паттерны коммуникативного поведения подрастающего поколения. Представлен алгоритм преодоления субъектом коммуникативных трудностей в мультикультурном пространстве, включающий субъективное ощущение препятствия в общении, возникновение мотивации преодоления коммуникативных трудностей, проектирование и апробирование новых паттернов общения, рефлексию. Описаны конструктивные (гордость, самоуважение, самоутверждение, нонконформизм, поиск социальной поддержки, дифференциация социальных контактов и др.) и деструктивные маркеры преодолевающего поведения (негативизм, агрессивность, демонстративность, обидчивость, фрустрация социальных ожиданий и др.), имеющие одинаково важное значение для развития ребенка как субъекта общения. На основании анализа 250 единичных случаев коммуникативного развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста выявлены механизмы преодоления коммуникативных трудностей детей и подростков, основанные на социальном сравнении, рефлексии коммуникативного опыта, борьбе с индивидуальными недостатками, стремлении к самоутверждению, интериоризации коммуникативных знаний, потребности в проявлении коммуникативной активности, креативности, а также определена их возрастная специфика. Делается вывод о необходимости адресной психолого-педагогической помощи взрослого в процессе осознания и преодоления ребенком актуальных коммуникативных трудностей; по результатам анкетирования родителей, педагогов и психологов выявлены типичные ошибки взрослых при взаимодействии с детьми и подростками, испытывающими разнообразные коммуникативные трудности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Анна Самохвалова

Самохвалова Анна Геннадьевна. Доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и акмеологии личности, Институт педагогики и психологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 Кострома, Россия. E-mail: samohvalova@kmtn.ru

Литература

Abramenkova V.V. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, 6(1), 231–239. (in Russian)

Abul'khanova-Slavskaya K.A. Problemy obshcheniya v psikhologii [Problems of communication in psychology]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 1981. (in Russian)

Brucea C., Braidwoodb U., Newton C. «All the better for not seeing you»: Effects of communicative context on the speech of an individual with acquired communication difficulties. Journal of Communication Disorders, 2014, Vol. 46, 475–483.

Feldshtein D.I. Mir Detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya) [The World of Childhood in the Modern World (Problems and Research Problems)]. Voronezh: Modek, 2013. (in Russian)

Grebennikova O.V., Khuzeeva G.R., Konchalovskaya M.M., Ayanyan A.N. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(53), 5. http://psystudy.ru. (in Russian)

Guseltseva M.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Holtmann M., Becker K., Kentner-Figura B., Schmidt M.H. Increased frequency of rolandic spikes in ADHD children. Epilepsia, 2004, 45(5), 564–565.

Khazova S.A. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, 2014, 20(3), 62–66. (in Russian)

Labunskaya V.A., Mendzheritskaya Yu.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obshcheniya. Teoriya. Metody. Diagnostika. Korrektsiya [Psychology of difficult communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction]. Moscow: Akademiya, 2001. (in Russian)

Larkin R.F., Williams G.J., Blaggan S. Delay or deficit? Spelling processes in children with specific language impairment. Journal of Communication Disorders, 2013, 46(5-6), 401–412.

Leontovich O.A. Vvedenie v mezhkul'turnuyu kommunikatsiyu [Introduction to Intercultural Communication]. Moscow: Ideya-Press, 2007. (in Russian)

Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka, 1984. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigm [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D., Kiseleva E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2017, 10(53), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Myasishchev V.N. Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relations]. Moscow: Institut prakticheskoi psikhologii, 1995. (in Russian)

Obukhova L.F. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2010, Vol. 2, 5–19. (in Russian)

Panov V.I. Ekologicheskaya psikhologiya: Opyt postroeniya metodologii [Ecological psychology: Experience in constructing a methodology]. Moscow: Nauka, 2004. (in Russian)

Polivanova K.N. Psikhologiya vozrastnykh krizisov [Psychology of age crises]. Moscow: Akademiya, 2000. (in Russian)

Petermann F., Niebank К., Scheithauer H. Risiken in der frühkindlichen Entwicklung – Entwicklung-spsychopathologie der ersten Lebensjahre. Göttingen, 2010.

Petrovskii V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti [Personality in psychology: the paradigm of subjectivity]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. (in Russian)

Samokhvalova A.G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: fenomenologiya, faktory vozniknoveniya, dinamika [Communicative difficulties of the child: phenomenology, factors of origin, dynamics]. Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2014. (in Russian)

Samokhvalova A.G. PhD dissertation (Psychology). Kostromskoy gosudarstvenniy universitet im. N.A. Nekrasova, Kostroma, 2015. (in Russian)

Samokhvalova A.G., Kuftyak E.V. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya, 2015, 4(4), 50 –58. (in Russian)

Sergienko E.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(24), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Zirckel S., Cantor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, Vol. 58, 172–185.

Число просмотров

Просмотров: 69

Опубликован

31.10.2017

Как цитировать

Самохвалова, А. (2017). Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.354

Выпуск

Раздел

Статьи