Новый вектор в траектории социализации современных подростков в контексте социально-экономического кризиса российского общества

Авторы

  • Дарья Ткаченко

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.356

Ключевые слова:

траектория и вектор социализации, кризис, транзитивность, современное общество, поколение, идентичность

Аннотация

Рассматриваются понятия «траектория» и «вектор» применительно к исследованию особенностей социализации современных детей и подростков. Используя представления о нормативном и кризисном векторе социализации, выделяются основные направления данного процесса, реализующиеся в рамках современного транзитивного общества. Подчеркивается актуальность исследований современной направленности социализации с учетом усиливающихся процессов глобализации и информатизации. Исходя из представлений о новом формате межличностных и межпоколенных связей затрагивается вопрос поиска новых критериев для выделения поколений в условиях возросшей транзитивности. В этом ключе приводится сравнение формирования идентичностей в рамках одного возраста на примере групп детей и подростков из мегаполисов и малых городов (сел). Сравниваются процессы индивидуализации и ориентированности на референтные группы и общепринятые ценности общества, затрагивается проблема понимания продуктивности социализации. В этом ключе рассматриваются специфические личностные диспозиции, необходимые для эффективного взаимодействия в условиях неопределенности и отсутствия устойчивой системы ценностей. Поднимается вопрос о возможности возникновения конфликта между этими диспозициями личности и запросами общества и, как следствие, формирования кризисного вектора социализации. Также представлены результаты исследования – сравнения трех групп подростков одного возраста с разным периодом поступления в Гуманитарный колледж РГГУ. На основании этого дается описание профиля Кризисной группы подростков. Это группа студентов, поступивших на первый курс в 2016–2017 годах после социально-экономического кризиса российского общества 2014–2015 годов. Она сравнивается с подростками 2013–2014 и 2014–2015 годов поступления, отнесенными к Стабильной и Переходной группам соответственно. В результате этого сравнительного анализа делаются выводы относительно формирования нового облика современного поколения, ориентированного на процессы индивидуализации в контексте переживающего последствия социально-экономического кризиса российского общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Дарья Ткаченко

Ткаченко Дарья Павловна. Аспирант, преподаватель, кафедра психологии личности, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 Москва, Россия. E-mail: bigbro-littlebro@yandex.ru

Библиографические ссылки

Analiticheskii doklad. Vkhozhdenie Rossii v sotsial'no-ekonomicheskii krizis: tendentsii 2015 goda i sravnitel'nyi analiz [Analytical report. Russia's entry into the socio-economic crisis: trends in 2015 and comparative analysis] http://ac.gov.ru/files/publication/a/5491.pdf (in Russian)

Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya: sotsiokul'turnaya perspektiva [Optics of Enlightenment: Sociocultural Perspective]. Moscow: Prosveshchenie, 2012. (in Russian)

Ayanyan A.N., Golubeva A.N., Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(50), 5. http://psystudy.ru (in Russian)

Byulleten' o tekushchikh tendentsiyakh rossiiskoi ekonomiki. Vypusk 22, fevral' 2017 [Bulletin on current trends in the Russian economy. Issue 22, February 2017] http://ac.gov.ru/files/publication/a/11944.pdf (in Russian)

Byulleten' sotsial'no-ekonomicheskogo krizisa v Rossii. Vypusk 1, aprel' 2015 [Bulletin of the social and economic crisis in Russia. Issue 1, April 2015]. http://ac.gov.ru/files/publication/a/5479.pdf (in Russian)

Guseltseva M.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Kovaleva A.I. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2003, No. 1, 109–115. (in Russian)

Lyusin D.V. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)

Lyusin D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from models to dimensions]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 264–278. (in Russian)

Lyusin D.V., Ovsyannikova V.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2013, 34(6), 82–94. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigm [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)

Osnitskii A.K. Psikhologiya i shkola, 2004, No. 1, 43–56. (in Russian)

Parshukova L.P., Vyboishchik I.V. Aktsentuatsii kharaktera: uchebnoe posobie [Character accentuation: textbook]. Chelyabinsk: YuUrGU, 2007. (in Russian)

Rusalov V.M. Oprosnik struktury temperamenta [Temperament Questionnaire]. Moscow, 1990. (in Russian)

Опубликован

17.10.2017

Как цитировать

Ткаченко, Д. (2017). Новый вектор в траектории социализации современных подростков в контексте социально-экономического кризиса российского общества. Психологические исследования, 10(55). https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.356

Выпуск

Раздел

Статьи