Новый вектор в траектории социализации современных подростков в контексте социально-экономического кризиса российского общества
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i55.356Ключевые слова:
траектория и вектор социализации, кризис, транзитивность, современное общество, поколение, идентичностьАннотация
Рассматриваются понятия «траектория» и «вектор» применительно к исследованию особенностей социализации современных детей и подростков. Используя представления о нормативном и кризисном векторе социализации, выделяются основные направления данного процесса, реализующиеся в рамках современного транзитивного общества. Подчеркивается актуальность исследований современной направленности социализации с учетом усиливающихся процессов глобализации и информатизации. Исходя из представлений о новом формате межличностных и межпоколенных связей затрагивается вопрос поиска новых критериев для выделения поколений в условиях возросшей транзитивности. В этом ключе приводится сравнение формирования идентичностей в рамках одного возраста на примере групп детей и подростков из мегаполисов и малых городов (сел). Сравниваются процессы индивидуализации и ориентированности на референтные группы и общепринятые ценности общества, затрагивается проблема понимания продуктивности социализации. В этом ключе рассматриваются специфические личностные диспозиции, необходимые для эффективного взаимодействия в условиях неопределенности и отсутствия устойчивой системы ценностей. Поднимается вопрос о возможности возникновения конфликта между этими диспозициями личности и запросами общества и, как следствие, формирования кризисного вектора социализации. Также представлены результаты исследования – сравнения трех групп подростков одного возраста с разным периодом поступления в Гуманитарный колледж РГГУ. На основании этого дается описание профиля Кризисной группы подростков. Это группа студентов, поступивших на первый курс в 2016–2017 годах после социально-экономического кризиса российского общества 2014–2015 годов. Она сравнивается с подростками 2013–2014 и 2014–2015 годов поступления, отнесенными к Стабильной и Переходной группам соответственно. В результате этого сравнительного анализа делаются выводы относительно формирования нового облика современного поколения, ориентированного на процессы индивидуализации в контексте переживающего последствия социально-экономического кризиса российского общества.
Скачивания
Литература
Analiticheskii doklad. Vkhozhdenie Rossii v sotsial'no-ekonomicheskii krizis: tendentsii 2015 goda i sravnitel'nyi analiz [Analytical report. Russia's entry into the socio-economic crisis: trends in 2015 and comparative analysis] http://ac.gov.ru/files/publication/a/5491.pdf (in Russian)
Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya: sotsiokul'turnaya perspektiva [Optics of Enlightenment: Sociocultural Perspective]. Moscow: Prosveshchenie, 2012. (in Russian)
Ayanyan A.N., Golubeva A.N., Martsinkovskaya T.D., Poleva N.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(50), 5. http://psystudy.ru (in Russian)
Byulleten' o tekushchikh tendentsiyakh rossiiskoi ekonomiki. Vypusk 22, fevral' 2017 [Bulletin on current trends in the Russian economy. Issue 22, February 2017] http://ac.gov.ru/files/publication/a/11944.pdf (in Russian)
Byulleten' sotsial'no-ekonomicheskogo krizisa v Rossii. Vypusk 1, aprel' 2015 [Bulletin of the social and economic crisis in Russia. Issue 1, April 2015]. http://ac.gov.ru/files/publication/a/5479.pdf (in Russian)
Guseltseva M.S. Psikhologicheskie issledovaniya, 2016, 9(50), 6. http://psystudy.ru (in Russian)
Kovaleva A.I. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2003, No. 1, 109–115. (in Russian)
Lyusin D.V. Psikhologicheskaya diagnostika, 2006, No. 4, 3–22. (in Russian)
Lyusin D.V. In: D.V. Lyusin, D.V. Ushakov (Eds.), Sotsial'nyi i emotsional'nyi intellekt: ot modelei k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from models to dimensions]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2009. pp. 264–278. (in Russian)
Lyusin D.V., Ovsyannikova V.V. Psikhologicheskii zhurnal, 2013, 34(6), 82–94. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigm [The problem of socialization in the historical-genetic paradigm]. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)
Osnitskii A.K. Psikhologiya i shkola, 2004, No. 1, 43–56. (in Russian)
Parshukova L.P., Vyboishchik I.V. Aktsentuatsii kharaktera: uchebnoe posobie [Character accentuation: textbook]. Chelyabinsk: YuUrGU, 2007. (in Russian)
Rusalov V.M. Oprosnik struktury temperamenta [Temperament Questionnaire]. Moscow, 1990. (in Russian)