Проблема проявлений враждебной установки
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.360Ключевые слова:
враждебность, образ мира, положительная обратная связьАннотация
Данные проведенных нами ранее исследований связи враждебности с параметрами конструктивного мышления позволили выдвинуть гипотезу о влиянии враждебной установки на процесс переработки информации. В частности, мы предположили, что негативные ожидания приводят к страху перед новым, сложным, плохо структурированным, а также влияют на процесс обобщения. Ожидалось также, что в познавательной сфере враждебность проявляется в форме излишней резкости, решительности суждений, когда человек демонстрирует сверхуверенность в своей способности верно понимать происходящее. Эмпирическое исследование, проведенное на 189 испытуемых разного возраста с помощью 10 методик, позволило уточнить представления о механизме работы Образа мира как интегрального образования когнитивно-аффективных процессов и дало возможность рассматривать целый ряд разнородных психологических характеристик как комплекс закономерных проявлений действия враждебной установки. Показано, что такие качества, как враждебность, нарциссичность, категорическое мышление, переживание личной незначительности, склонность к аномии, к экстрапунитивным реакциям составляют систему с положительной обратной связью, где усиление одного из этих качеств ведет к усилению и всех других. Обнаружено, что у взрослых людей враждебность связана с неудачами в переработке информации; у молодежи такой связи не обнаруживается. У молодежи с высокими показателями враждебности переживание сложности и непонятности мира существует независимо от враждебной установки, а у взрослых враждебных людей именно установка на угрозу предопределяет и реакции на новое / сложное и уверенность в верности своей «теории заговора». Выдвинуто предположение, что враждебный образ мира лишь с накоплением опыта начинает влиять на внутренний «ландшафт», стимулируя создание интерпретативных механизмов, обрабатывающих информацию в заданном ожиданием неприятностей ключе – напряжение, вызываемое новым / сложным, превращается в интолерантность к неопределенности, а любопытство к мотивам чужих поступков превращается в убежденность в верности собственных подозрений.
Скачивания
Литература
Bruner J. Psikhologiya Poznaniya [The Psychology of Cognition]. Moscow: Progress, 1977. (in Russian)
Chudova N.V. Iskusstvennyi intellekt i prinyatie reshenii, 2014, No. 3, 95–100. (in Russian)
Enikolopov S.N., Kuznetsova Yu.M. Psikhologiya i Pravo, 2017, No. 4. (in press) (in Russian)
Enikolopov S.N., Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. Agressiya v obydennoi zhizni [The Everyday Life Aggression]. Moscow: ROSPEN, 2014. (in Russian)
Enikolopov S.N., Lebedev S.V. Psikhologicheskaya Diagnostika, 2004, No. 3, 19–38. (in Russian)
Enikolopov S.N., Tsibulskii N.P. Psikhologicheskii Zhurnal, 2007, No. 1, 115–124. (in Russian)
Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Zhurnal Prakticheskogo Psikhologa, 2007, No. 3, 93–112. (in Russian)
Kuznetsova Yu.M. In: Proceedings of the V International Conference «Psikhologiya individual'nosti», Moscow, November 9–11, 2015. Moscow: Universitetskaya kniga, 2016. (in press) (in Russian)
Kuznetsova Yu.M. Iskusstvennyi Intellekt i Prinyatie Reshenii, 2017, No. 2 , 74–77. (in Russian)
Leontiev A.N. Obraz mira . Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [The Image of the World. The Selected Psychological Works]. Moscow: Pedagogika, 1983. (in Russian)
Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoikosti [Hardiness Survey]. Moscow: Smysl, 2006. (in Russian)
Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Psikhologicheskii Zhurnal, 2010, 31(2), 114–128. (in Russian)
Smirnov S.D. Psikhologiya obraza: problema aktivnosti psikhicheskogo otrazheniya [Psychology of image: the problem of activity of mental reflection]. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1985. (in Russian)
Soldatova G.U., Shaigerova L.A. (Eds.). Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of Personal Tolerance]. Moscow: Smysl, 2008. (in Russian)