Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Авторы

  • Дарья Перменова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.377

Ключевые слова:

вербальный компонент, вербальная тема, речь, речевое поведение, задержка психического развития

Аннотация

Обсуждается понятие речевого поведения детей с задержкой психического развития и различные точки зрения на данный феномен. Рассматривается вопрос понимания речевого поведения в отечественной и современной психологии. Отдельно обращается внимание на специфику речевого поведения детей с задержкой психического развития. Также выделяется структура речевого поведения, состоящая из шести компонентов: вербального, смыслового (когнитивного), эмоционального, этического (нравственного), мотивационного, прогностического. Теоретические обоснования, послужившие выделению данной структуры, приводятся также в статье и соотносятся с авторской. Целью исследования является выявление иерархии вербальных направленностей в речевом поведении детей с задержкой психического развития. Поэтому в проведенном специальном исследовании особое внимание уделяется вербальному компоненту речевого поведения детей с задержкой психического развития. Методом исследования послужили предварительная беседа, свободное письмо, которое обрабатывалось методом контент-анализа. Вербальный компонент анализировался с позиции разнообразия вербальных тем. Особое внимание обращается на частоту использования каждой вербальной темы в речи как лексико-грамматической характеристики, и на значимость этих тем для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Помимо этого, выделены основные вербальные направленности, отражающие систему ценностных ориентаций, картину мира и взаимоотношения детей с задержкой психического развития. В результатах выделены и проанализированы основные тенденции в речевом поведении детей с задержкой психического развития. В статье делается попытка объяснить полученные результаты с точки зрения современной культуры и общности детей с задержкой психического развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Дарья Перменова

Перменова Дарья Сергеевна. Аспирант, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, наб. Макарова, д. 6, 199034 Санкт-Петербург, Россия. E-mail: ds@nosfire.ru

Литература

Chebotnikova T.A. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, 28(243), 138–143. (in Russian)

Formanovskaya N.I. Kommunikativno-pragmaticheskie aspekty edinits obshcheniya [Communicative and pragmatic aspects of communication units]. Moscow: Institut russkogo yazyka, 1998. (in Russian)

Karasik V.I. Yazykovoi krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Linguistic circle: personality, concepts, discourse]. Moscow: Gnozis, 2004. (in Russian)

Karaulov Yu.N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost' [Russian language and linguistic personality]. Moscow: LKI, 2007. (in Russian)

Lubovskii V.I. Razvitie mladshikh shkol'nikov v norme i pri otkloneniyakh [The development of junior schoolchildren in norm and with deviations]. Irkutsk, 1979, 3–17. (in Russian)

Markovskaya I.F. Zaderzhka psikhicheskogo razvitiya. Klinicheskaya i neiropsikhologicheskaya diagnostika [Impaired mental function. Clinical and neuropsychological diagnostics.]. Moscow: Pedagogika, 1993. (in Russian)

Shevchenko S. G. Oznakomlenie s okruzhayushchim mirom uchashchikhsya s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Acquaintance with the surrounding world of students with a delay in mental development.]. Moscow: Prosveshchenie, 1990. (in Russian)

Sukhikh S.A., Kommunikativno – funktsional'nyi aspekt yazykovykh edinits [Features of the language personality, communicative and functional aspect of linguistic units].Tver: Volga, 1993, 85-90. (in Russian)

Suprun A. E. Lektsii po teorii rechevoi deyatel'nosti [Lectures on the theory of speech activity]. Minsk: BGU, 1996. (in Russian)

Tupitsyna I.N. PhD dissertation (Philology). Voennyi universitet MO RF, Moscow, 2005. (in Russian)

Vagner K.A., Vestnik IGLU, 2013, 239–244. (in Russian)

Zimnyaya I. A. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti [Linguopsychology of speech activity]. Moscow: Mosk. psikhol.-sots. institute, 2001. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 41

Опубликован

26.06.2017

Как цитировать

Перменова, Д. (2017). Вербальный компонент речевого поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития . Психологические исследования, 10(53). https://doi.org/10.54359/ps.v10i53.377

Выпуск

Раздел

Статьи