Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности
DOI:
https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.409Ключевые слова:
социокультурная и личностная идентичность, транзитивность, множественность, изменчивость, неопределенностьАннотация
Раскрываются особенности становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности, основными характеристиками которой являются множественность социокультурных контекстов, постоянная изменчивость окружающего мира и его неопределенность. Показывается необходимость формирования новой методологии, отражающей новые социокультурные реалии. Показывается, что современная теоретическая парадигма должна быть гибким и многоаспектным конструктом, в который входят гармонично связанные между собой подходы к интерпретации материала, полученного при изучении разных сторон окружающей действительности и в разных условиях. Они могут дополнять и частично перекрывать друг друга, как бы поворачиваясь к окружающему разными сторонами. При этом эпистемологическая парадигма сочетается с социальной, но не детерминируется ею. Исследовательская парадигма определяет набор методов, задающих дизайн исследования. Ценность этих конструктов определяется гармоничным сочетанием в их содержании постоянства и изменчивости. Их важной характеристикой является гибкость и соотнесенность и с транзитивной действительностью, и друг с другом. Раскрываются основные характеристики транзитивности – глобализация, трансформация ценностей и установок, непрерывность процесса социализации, расширение информационного пространства. Показывается, что вариативность развития человека и сохранение собственной идентичности связаны с его способностью ориентироваться не на одну, а на несколько стратегий поведения или сочетать их. При этом главным критерием является возможность сохранения конгруэнтности образа Я и образа мира. Новый веер возможностей социального конструирования открывает для человека и социализация в информационном пространстве. Особенности идентичности в условиях социальной транзитивности проявляются в возрастании роли этнической идентичности, уменьшении значения гражданской и лингвистической идентичности и увеличении ролевой составляющей, а также выраженная тенденция к персонализации, проявляющаяся уже в дошкольном возрасте. Показаны сложности и риски формирования гражданской и социокультурной идентичности, связанные с тем, что ситуация транзитивности может рассматриваться как сложная жизненная ситуация.
Скачивания
Литература
Asmolov A.G. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(40), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Ayanyan A.N., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 8. http://psystudy.ru (in Russian)
Belinskaya E.P. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 3. http://psystudy.ru (in Russian)
Belinskaya E.P., Voznesenskaya V.S. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 5. http://psystudy.ru (in Russian)
Dubovskaya E.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2014, 7(36), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Golubeva N.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 1(21), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Golubeva N.A. Mir Psikhologii, 2015, No. 1, 153–163. (in Russian)
Golubeva N.A., Konchalovskaya M.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(32), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Izotova E.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 7. http://psystudy.ru (in Russian)
Khuzeeva G.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru (in Russian)
Konchalovskaya M.M. Mir Psikhologii, 2015, No. 1, 77–85. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme. Moscow: Smysl, 2015. (in Russian)
Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(39), 10. http://psystudy.ru (in Russian)
Martsinkovskaya T.D., Yurchenko N.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(49), 9. http://psystudy.ru (in Russian)
Zinchenko V.P. Voprosy Psikhologii, 2007, No. 6, 3–20. (in Russian)