Сравнительное исследование социокультурной идентичности в подростковом и зрелом возрасте

Авторы

  • Ольга Краснова
  • Наталья Полева

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.417

Ключевые слова:

оциокультурная идентичность, идентичность подростков, идентичность людей пожилого возраста, баланс идентичностей, социальное пространство, переживания, психологический хронотоп

Аннотация

Показано, что основные проблемы в исследованиях социокультурной идентичности подростков и пожилых людей связаны с изучением содержания и структуры идентичности, ее основных компонентов, а также с исследованием факторов, которые влияют на формирование идентичности. Подчеркивается, что основным фактором, влияющим на конструирование подростковой идентичности, является транзитивность современного мира. Показано, что многоаспектность, комплексный характер и баланс идентичностей являются общими характеристиками идентичности в подростковом и зрелом возрасте, что способствует позитивной социализации подростков и людей преклонного возраста. Раскрываются особенности нарративной идентичности и нарративного способа построения идентичности в подростковом и зрелом возрасте. Показана роль временной перспективы в конструировании и достижении целостности идентичности подростков и пожилых людей. Особое внимание уделяется влиянию социального пространства на формирование идентичности, при этом социальное пространство определяется в терминах конструкта психологического хронотопа и субъективного отношения к его компонентам. Сделаны выводы о связи развития личности и формирования идентичности в подростковом и зрелом возрасте с такими континуумами социального пространства, как «автономность – зависимость» и «активность – пассивность». Продемонстрированы основные закономерности формирования идентичности и их связь с возрастными и индивидуальными особенностями, задачами развития на данном возрастном этапе и влиянием факторов макрои микросоциального пространства. В выводах особо подчеркивается значимость переживаний (социальных и индивидуальных), которые рассматриваются как основной механизм, позволяющий связать различные аспекты идентичности в единую целостность, обеспечить баланс процессов социализации–индивидуализации и баланс объективных и субъективных компонентов психологического хронотопа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Ольга Краснова

Краснова Ольга Викторовна. Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: ovkrasnova60@gmail.com

Наталья Полева

Полева Наталья Сергеевна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: npoleva@mail.ru

Литература

Ayanyan A.N., Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 8. http://psystudy.ru (in Russian)

Balashova E.Yu., Mikeladze L.I. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(39), 3. http://psystudy.ru (in Russian)

Baltes P.B., Baltes M.M. Psychological perspectives on successful aging: A model of selective optimization with compensation. In: P.B. Baltes, M.M. Baltes (Eds.), Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambrige: Cambrige University Press, 1990. pp. 1–34.

Borozdina L.V., Spiridonova I.A. Vremennaya transperspektiva lichnosti. (Obzor issledovanii). Moscow: Mosk. gos. universitet, 1990. (in Russian)

Dubovskaya E.M. In: Sotsial'naya psikhologiya: khrestomatiya. Moscow: Aspekt Press, 1999. pp. 458–462. (in Russian)

Gordeeva O.A. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, 3(11). http://psystudy.ru (in Russian)

Khuzeeva G.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(31), 10. http://psystudy.ru (in Russian)

Khuzeeva G.R. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(46), 9. http://psystudy.ru (in Russian)

Krasnova O.V. PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2006. (in Russian)

Krasnova O.V., Kozlova T.Z. Starshee pokolenie: gendernyi aspekt. Monografiya. Moscow: Institut sotsiologii RAN, 2007. (in Russian)

Liders A.G. Psikhologiya Zrelosti i Stareniya, 2000, 2(10), 6–11. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2012, 5(26), 7. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2013, 6(30), 12. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. (Ed.). Psikhologiya razvitiya: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2014. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Problema sotsializatsii v istoriko-geneticheskoi paradigme. Moscow: Smysl, 2015a. (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015b, 8(42), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

Martsinkovskaya T.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2016, 9(48), 1. http://psystudy.ru (in Russian)

McAdams D. Personality, modernity and the storied self: A contemporary framework for studying persons. Psychological Inquiry, 1996, 7(4), 295−321.

McAdams D. Personal narratives and the life story. In: O.P. John, R.W. Robins, L.A. Pervin (Eds.), Handbook of personality: Theory and research. New York: Guilford Press, 2008. pp. 241–261.

Skultety K.M., Whitbourne S.K. Gender differences in identity processes and self-esteem in middle and later adulthood. Journal of Women and Aging, 2004, 16(1–2), 175–188.

Turusheva Yu.B. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2015, 8(39), 2. http://psystudy.ru (in Russian)

Whitbourn S.K. The me I know: A study of adult identity. NewYork, NY: Springer-Verlag, 1986.

Число просмотров

Просмотров: 270

Опубликован

27.12.2016

Как цитировать

Краснова, О., & Полева, Н. (2016). Сравнительное исследование социокультурной идентичности в подростковом и зрелом возрасте. Психологические исследования, 9(50). https://doi.org/10.54359/ps.v9i50.417

Выпуск

Раздел

Статьи