Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование

Авторы

  • Марина Егорова
  • Юлия Черткова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i48.441

Ключевые слова:

монозиготные близнецы, дизиготные близнецы, одиночнорожденные, академическая успеваемость, школьные оценки, зиготность

Аннотация

В работе сопоставлялись показатели академической успеваемости (годовые оценки и средние баллы по блокам предметов) близнецов и одиночнорожденных детей – учащихся школ Российской Федерации (429 близнецовых пар и 858 одиночнорожденных детей) и Республики Азербайджан (1400 близнецовых пар и 1445 их одиночнорожденных сверстников). Задачи исследования: 1) определить, существуют ли различия в академической успеваемости близнецов и одиночнорожденных учеников средних школ; 2) изучить влияние фактора зиготности на успеваемость учащихся из близнецовых пар; 3) оценить наличие культурной специфики в отношении эффектов близнецовости. Было показано, что в обеих странах близнецы не отстают от одиночнорожденных детей по успеваемости, а фактор зиготности играет роль только в Азербайджане (хуже всего учатся монозиготные близнецы). Предполагается, что в Азербайджане родители и педагоги обращают меньшее внимание на индивидуальные особенности близнецов, что обедняет среду развития членов МЗ пар.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Марина Егорова

Егорова Марина Сергеевна. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: ms_egorova@mail.ru

Юлия Черткова

Черткова Юлия Давидовна. Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: y_chertkova@mail.ru

Литература

Calvin C., Fernandes C., Smith P., Visscher P.M., Deary I.J. Is there still a cognitive cost of being a twin in the UK? Intelligence, 2009, 37(3), 243–248.

Christensen K., Petersen I., Skytthe A., Herskind A.M., McGue M., Bingley P. Comparison of academic performance of twins and singletons in adolescence: follow-up study. BMJ, 2006, 333(7578), 1095.

Egorova M.S., Pyankova S.D. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, No. 5(13). (in Russian)

Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (in Russian)

Hoekstra C., Zhao Z.Z., Lambalk C.B., Willemsen G., Martin N.G., Boomsma D.I., Montgomery G.W. Dizygotic twinning. Human Reproduction Update, 2008, 14(1), 37–47.

Hur Y.M., Lynn R. Twin-Singleton Differences in Cognitive Abilities in a Sample of Africans in Nigeria. Twin Research and Human Genetics, 2013, 16(04), 808–815.

Lytton H., Watts D., Dunn B.E. Twin-singleton differences in verbal ability: Where do they stem from? Intelligence, 1987, 11(4), 359–369.

Macfarlane A., Blondel B. Demographic trends in Western European countries. In: Multiple pregnancy: Epidemiology, gestation and perinatal outcome. 2rd ed. UK: Informa Healthcare, 2005. pp. 11–21.

Myrianthopoulos N.C., Nichols P.L., Broman S.H. Intellectual development of twins-comparison with singletons. Acta geneticae medicae et gemellologiae: twin research, 1976, Vol. 25, 376–80.

Ooki S. The effect of an increase in the rate of multiple births on low-birth-weight and preterm deliveries during 1975–2008. Journal of Epidemiology, 2010, 20(6), 480–488.

Poiskovo-monitoringovaya sistema Fonda sotsial'nogo strakhovaniya Rossiiskoi Federatsii http://fz122.fss.ru/ (in Russian)

Posthuma D., De Geus E.J., Bleichrodt N., Boomsma D.I. Twin-singleton differences in intelligence? Twin Research, 2000, 3(02), 83–87.

Record R.G., McKeownT., Edwards J.H. An investigation of the difference in measured intelligence between twins and single births. Annals of Human Genetics, 1970, 34(1), 11–20.

Ronald G.A., De Stavola B.L., Leon D.A. The cognitive cost of being a twin: evidence from comparisons within families in the Aberdeen children of the 1950s cohort study. BMJ, 2005, 331(7528), 1306.

The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan http://www.stat.gov.az/indexen.php

Thorpe K. Twin children's language development. Early Human Development, 2006, 82(6), 387–395.

Tsou M.T., Tsou M.W., Wu M.P., Liu J.T. Academic achievement of twins and singletons in early adulthood: Taiwanese cohort study. BMJ, 2008, 337, a438.

Voracek M., Haubner T. Twin-Singleton Differences in Intelligence: A Meta-Analysis. Psychological Reports, 2008, 102(3), 951–962.

Webbink D., Posthuma D., Boomsma D.I., de Geus E.J., Visscher P.M. Do twins have lower cognitive ability than singletons? Intelligence, 2008, 36(6), 539–547.

Zyryanova N.M. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2009, No. 4(6). (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 384

Опубликован

21.08.2016

Как цитировать

Егорова, М., & Черткова, Ю. (2016). Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование. Психологические исследования, 9(48). https://doi.org/10.54359/ps.v9i48.441

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2 3 > >>