Представления учителей о креативности детей и ее развитии в учебной деятельности

Авторы

  • Светлана Петрова

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.483

Ключевые слова:

креативность, младшие школьники, мотивация, представления учителей, самооценки, тесты, учебная деятельность

Аннотация

Представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению представлений учителей о проявлениях творческого потенциала школьников и о возможностях развития их творческих способностей в учебной деятельности. Изложены результаты эмпирического исследования соотношения учительских, самооценочных и тестовых оценок креативности и их взаимосвязей с интеллектуальными и мотивационно-личностными показателями учащихся I и III классов (по 120 чел.). Показано несовпадение критериев оценки креативности с помощью объективных и субъективных методов. Учителя при оценке креативности детей ориентировались преимущественно на уровень их интеллекта и организованности. Самооценки творческих проявлений младших школьников демонстрировали позитивную взаимосвязь с мотивацией достижения, а в III классе – еще и с познавательной мотивацией, и с оригинальностью мышления по тесту. Полученные данные свидетельствуют о необходимости анализа диагностических показателей во всей сложности их взаимосвязей при определении креативности детей и условий ее развития в школьном обучении.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Автор

Светлана Петрова

Петрова Светлана Олеговна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия. E-mail: simarik2000@mail.ru

Литература

Aljughaiman A., Mowrer-Reynolds E. Teachers' conceptions of creativity and creative students. The Journal of Creative Behavior, 2005, 39(1), 17–34.

Baer J., Garrett T. Teaching for creativity in an era of content standards. In: R.A. Beghetto, J.C. Kaufman (Eds.), Nurturing Creativity in the Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. pp. 6–23.

Ball S.J. The teacher's soul and the terrors of performativity. Journal of Education Policy, 2003, 18(2), 215–228.

Blake A., Edwards G., Newton D., Newton L. Some students' conceptions of creativity in primary school history. International Journal of Historical Learning, Teaching and Research, 2011, 9(2), 15–24.

Boden M.A. The Creative Mind – Myths and Mechanisms. London: Routledge, 2004.

Bolden D.S., Harries A.V., Newton D.P. Pre-service primary teachers' conceptions of creativity in mathematics. Educational Studies in Mathematics, 2010, 73(2), 143–157.

Colvin G. Talent is overrated: what really separates world-class performers from everybody else. London: Nicholas Brearley Publishing, 2008.

Craft A. Possibility thinking and wise creativity: educational futures in england? In: R.A. Beghetto, J.C. Kaufman (Eds.), Nurturing Creativity in the Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. pp. 289–312.

Cropley A.J. Creativity in education and learning. London: KoganPage, 2001.

Cropley A.J. Psikhologiya i Shkola, 2011, No. 4, 85–105. (Transl. of: Cropley A.J. Recognizing creative potential: an evaluation of usefulness of creativity tests. High ability studies, 1996, 7(2), 203–219.) (in Russian)

Dawson V.L.D., Andrea T., Affinito R., Westby E.L. Predicting creative behaviour: A re-examination of the divergence between traditional and teacher-defined concepts of creativity. Creativity Research Journal, 1999, 12(1), 57–66.

Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostei. St. Petersburg: Piter Kom, 2006. (in Russian)

Esquivel G.R. Teacher behaviours that foster creativity. Educational Psychology Review, 1995, 7(2), 185–202.

Fairweather E., Cramond B. Infusing creative and critical thinking into the curriculum together. In: R.A. Beghetto, J.C. Kaufman (Eds.), Nurturing Creativity in the Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. pp. 13–41.

Freeman J. Gifted lives. London: Routledge, 2010.

Fryer M., Collings J.A. Teachers' views about creativity. British Journal of Educational Psychology, 1991, 61(2), 207–219.

Kashapov M.M. In: M.M. Kashapov, T.G. Kiseleva, T.V. Ogorodova (Eds.), Kreativnost' kak klyuchevaya kompetentnost' pedagoga. Yaroslavl: Indigo, 2013. pp. 43–57. (in Russian)

Kennedy M. Inside teaching: How classroom life undermines reform. Cambridge: Harvard University Press, 2005.

Kuhn D., Udell W. The path to wisdom. Educational Psychologist, 2001, 36(4), 261–264.

Lubart T., Mouchiroud C., Tordjman S., Zenasni F. Psikhologiya kreativnosti. Moscow: Kogito-Tsentr, 2009. (Transl. of: Lubart T., Mouchiroud C., Tordjman S., Zenasni F. Psychologie de la creativite. Paris: Armand Colin, 2003.) (in Russian)

Marley D. Ofsted slams teaching to the test. Times Educational Supplement. 25th July 2008. Available online at: http://www.tes.co.uk/article.aspx?storycode=6000653. Accessed: 18thApril 2012.

Moore K.D. Effective instructional strategies from theory to practice. London: Sage Publications, 2008.

Newton L.D. Creativity for a new curriculum: 5–11. Abingdon, Oxford: Routledge, 2012.

Newton L.D. From teaching for creative thinking to teaching for productive thought: an approach for elementary school teacher. Ulm: ICIE, 2013.

Newton L.D., Beverton S.L. Some pre-service teachers' conceptions of creativity in elementary school English. Thinking Skills and Creativity, 2012, 7(3), 165–176.

Paton G. SATs exams promote 'teaching to the test'. The Telegraph. 6th April 2010. Available online at:http://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/7559726/Sats-exams-promote-teaching-to-the-test.html. Accessed: 18th April 2012.

Prentice R. Creativity: A reaffirmation of its place in early childhood education. The Curriculum Journal, 2000, 11(2), 145–158.

Renzulli J.S., Reis S.M. The schoolwide enrichment model: A how-to guide for educational excellence. 3d edition. Waco: Prufrock Press, 2014.

Rowlands S. Discussion article: Disciplinary boundaries for creativity. Creative Education, 2011, 2(1), 47–55.

Runco M.A. Creativity. Theories and themes: research, development and practice. San Diego: Elsevier Academic Press, 2007.

Runco M.A., Johnson D.J. Parents' and teachers' implicit theories of children's creativity: A cross-cultural perspective. Creativity Research Journal, 2002, 14(3–4), 427–438.

Shcheblanova E.I. Psikhologicheskaya diagnostika odarennosti shkol'nikov: problemy, metody, rezul'taty issledovanii i praktiki. Voronezh: MODEK, 2004. (in Russian)

Shcheblanova E.I. Extended abstract of PhD dissertation. Psikhologicheskii institut RAO, Moscow, 2006. (in Russian)

Shumakova N.B. In: XI mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya “Psikhologiya lichnostnogo i professional'nogo razvitiya sub'ektov nepreryvnogo obrazovaniya”. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2015. pp. 268–272. (in Russian)

Sternberg R.J. Why schools should teach for wisdom: The balance of theory of wisdom in educational settings. Educational Psychologist, 2001, 36(4), 227–245.

Torrance E.P. The search for Satori and creativity. New York, NY: Creative Education Foundation, 1979.

Voronin A.N. Extended abstract of PhD dissertation. Institut psikhologii RAN, Moscow, 2004. (in Russian)

Waters-Adams S. The relationship between understanding the nature of science and practice: The influence of teachers' beliefs about education, teaching and learning. International Journal of Science Education, 2006, 25(8), 919–944.

Число просмотров

Просмотров: 248

Опубликован

24.04.2016

Как цитировать

Петрова, С. (2016). Представления учителей о креативности детей и ее развитии в учебной деятельности. Психологические исследования, 9(46). https://doi.org/10.54359/ps.v9i46.483

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)