Исследование характера взаимосвязей между уровнями развития операциональных структур системы логического мышления при переходе от дооперационального к конкретно-операциональному этапу развития

Авторы

  • Ирина Погожина

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.507

Ключевые слова:

постнеклассическая детерминационная модель, внутренние закономерности развития, логическое мышление, классификация, сериация, понимание принципа сохранения, децентрация, Пиаже

Аннотация

Цель работы – выявление характера взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы логического мышления при ее переходе от дооперационального этапа развития к конкретно-операциональному. Для диагностики уровней развития элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 128 испытуемых (4,1–7,6 года). Выявлены статистически значимые положительные корреляционные взаимосвязи между способностью к децентрации, логическими операциями классификации, сериации, пониманием принципа сохранения (ρ Спирмена, p >; 0,01). Выдвинуто предположение, что конкретно-операциональные структуры имеют сходный набор компонентов, поэтому появление в операциональной системе субъекта нового содержания и его включение в состав той или иной структуры повышает уровень ее развития в той степени, в которой дополняет полный структурный состав. Предложены схемы экспериментальных проверок существования внутренних причинных зависимостей между элементами операциональной системы субъекта.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ирина Погожина

Погожина Ирина Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: pogozhina@mail.ru

Библиографические ссылки

Astakhova I.V. Master’s thesis. Mos. gos. universitet, Moscow, 2000. (in Russian)

Astakhova I.V., Pogozhina I.N. Vestnik Mos. gos. universiteta. Ser. 14, Psikhologiya, 2003, No. 3, 52–61. (in Russian)

Baron J., Lawson G., Siegel L. Effects of training and set size on children’s judgments of number and length. Developmental Psychology, 1975, 11(5), 583–588.

Barybin A.A., Korlyakov A.V. Neravnovesnaya termodinamika: ucheb.-metod. kompleks. St. Petersburg: LETI, 2011. (in Russian)

Bloom B.S., Hastings J.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. New York, NY: McGraw-Hill, 1971. Ch. 13.

Brainerd C.J. Learning research and Piagetian theory. In L.S. Siegel, C.J. Brainerd (Eds.), Alternatives to Piaget: Critical essays on the theory. New York, NY: Academic Press, 1978. pp. 69–109.

Burmenskaya G.V. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1978. (in Russian)

Field D. Can preschool children really learn to conserve? Child Development, 1981, 52(2), 326–334.

Flavell J.H. Geneticheskaya psikhologiya Zhana Piazhe. Moscow: Prosveshchenie, 1967. (in Russian)

Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Voprosy Filosofii, 1992, No. 12, 3–20. (in Russian)

Lawson G.Y., Flavell J.H. Verbal factors in compensation performance and the relation between conservation and compensation. Child Development, 1970, 41(4), 965–977.

Lyui G. Master’s thesis. Mos. gos. universitet, Moscow, 2006. (in Russian)

Nikolis G., Prigozhin I. Samoorganizatsiya v neravnovesnykh sistemakh: Ot dissipativnykh struktur k uporyadochennosti cherez fluktuatsii. Moscow: Mir, 1979. (in Russian)

Obukhova L.F. Etapy razvitiya detskogo myshleniya (formirovanie elementov nauchnogo myshleniya u rebenka). Moscow: Mos. gos. universitet, 1972. (in Russian)

Obukhova L.F. Kontseptsiya Zhana Piazhe: za i protiv. Moscow: Mos. gos. universitet, 1981. (in Russian)

Perre-Klermon A.-N. Rol' sotsial'nykh vzaimodeistvii v razvitii intellekta detei. Moscow: Pedagogika, 1991. (in Russian)

Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994. (in Russian)

Piaget J., Inhelder B. The child’s conception of space. New York, NY: W.W.Norton, 1967.

Piaget J., Inhelder B. Psikhologiya rebenka. St. Petersburg: Piter, 2003. (in Russian)

Prigozhin I. Voprosy filosofii, 1991, No. 6, 46–57. (in Russian)

Roll S. Reversibility training and stimulus desirability as factors in compensation of numbers. Child Development, 1970, 41(2), 501–507.

Sachkov Yu.V. Filosofiya nauki. Vol. 7: Formirovanie sovremennoi estestvennonauchnoi paradigmy. Moscow: Institut filosofii RAN, 2001. pp. 148–175. (in Russian)

Sonstrem E. In: J. Bruner (Ed.), Issledovanie razvitiya poznavatel'noi deyatel'nosti. Moscow: Pedagogika, 1971. pp. 251–271. (in Russian)

Stepin V.S. (Ed.). Novaya filosofskaya entsiklopediya. Moscow: Mysl', 2010. Vol. 1–4. (in Russian)

Stepin V.S. Istoriya i filosofiya nauki. Moscow: Akademicheskii proekt, 2011. (in Russian)

Vyakkerev F.F. (Ed.). Ob'ektivnaya dialektika. Moscow: Mysl', 1981. Vol. 1. (in Russian)

Zimmerman B.J., Rosenthal T.L. Conserving and retaining equalities and in equalities through observation and correction. Developmental Psychology, 1974, 10(2), 260–268.

Опубликован

23.12.2015

Как цитировать

Погожина, И. (2015). Исследование характера взаимосвязей между уровнями развития операциональных структур системы логического мышления при переходе от дооперационального к конкретно-операциональному этапу развития. Психологические исследования, 8(44). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.507

Выпуск

Раздел

Статьи