Влияние обучающего видеоматериала на понимание родственниками когнитивных и поведенческих нарушений у больных с дефицитом управляющих (регуляторных) функций

Авторы

  • Наталия Варако
  • Анастасия Кондратович

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.510

Ключевые слова:

нейропсихологическая реабилитация, управляющие функции, обучающий видеоматериал, когнитивные и поведенческие нарушения

Аннотация

Тема мультидисциплинарной реабилитации пациентов с повреждениями мозга в последнее десятилетие стала одной из актуальных и активно освещающихся как в профессиональной среде, так и для широкого круга неспециалистов. Включение в реабилитационный процесс родственников и близких пациентов является необходимым условием успешной реабилитации как пациента, так и его семьи, переживающей кризис и взаимодействующей с больным родственником. В то же время информации для родных и близких пациентов с повреждениями мозга, разъясняющей возникающие когнитивные проблемы, в открытом доступе крайне мало, а ее качество часто весьма сомнительно. При этом менее всего освещена тема управляющих (регуляторных) функций мозга и влияния их нарушений на поведение и деятельность человека. Для разъяснения широкой аудитории сути таких сложных составляющих когнитивной сферы, как управляющие (или регуляторные) функции человека, был создан обучающий видеоматериал в форме видеоролика, размещенного в свободном доступе в сети Интернет, и показана его обучающая эффективность.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Наталия Варако

Варако Наталия Александровна. Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11 стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: nvarako@mail.ru

Анастасия Кондратович

Кондратович Анастасия Михайловна. Бакалавр психологии, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), ул. Мясницкая, д. 20, 101000 Москва, Россия. E-mail: anastasia.kondratovich@gmail.com

Литература

Alekseev A.A., Rupchev G.E. Psikhologicheskie issledovaniya, 2010, 4(12), 6. http://psystudy.ru (in Russian)

Ben-Yishay Y., Diller L. Handbook of Holistic Neuropsychological Rehabilitation: Outpatient Rehabilitation of Traumatic Brain Injury. New York, NY: Oxford University Press, 2011.

Cappa S.F., Benke T., Clarke S., Rossi B., Stemmer B., van Heugten C.M. EFNS guidelines on cognitive rehabilitation: Report of an EFNS task force. European Journal of Neurology, 2005, 12(9), 665–680.

Cicerone K.D., Langenbahn D.M., Braden C., Malec J.F., Kalmar K., Fraas M., Felicetti T., Laatsch L., Harley J.P., Bergquist T., Azulay J., Cantor J., Ashman T. Evidence-based cognitive rehabilitation: updated review of the literature from 2003 through 2008. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation, 2011, 92(4), 519–530.

Godefroy O., Rousseaux M. Novel decision making in patients with prefrontal or posterior brain damage. Neurology, 1997, 49(3), 695–701.

Goldberg E. Paradoksy mudrosti. Moscow: Pokolenie, 2007.

Grigor'eva V.N., Kovyazina M.S., Tkhostov A.Sh. Kognitivnaya reabilitatsiya bol'nykh s insul'tom i cherepno-mozgovoi travmoi. N.Novgorod: NizhGMA, 2012. (in Russian)

Haskins E.C., Cicerone K.D., Trexler L.E., Dams-O’Connor K., Eberle R., Langenbahn D., Shapiro-Rosenbaum A. Cognitive rehabilitation manual: Translating evidence-based recommendations into practice. ACRM Publishing, 2012.

Korsakova N.K., Roshchina I.F. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika, 2009, 3–4. (in Russian)

Lezak M.D. Neuropsychological Assessment. New York: Oxford University Press, 1995.

Luria A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga. Moscow: Mosk. gos. universitet, 1962. (in Russian)

Martynov A.I., Ostroumova O.D., Korsakova N.K., Varako N.A., Sergienko V.A., Bagramova Yu.V. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. C.C. Korsakova, 2002, No. 3, 33–36. (in Russian)

Norman D.A., Shallice T. Attention to action: Willed and automatic control of behavior. In: R. Davidson, D. Schwartz, E. Shapiro (Eds.). Consciousness and Self Regulation: Advances in Research and Theory. New York: Plenum Press, 1986.

Prikaz MZ RF No. 928n «Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya meditsinskoi pomoshchi bol'nym s ostrymi narusheniyami mozgovogo krovoobrashcheniya» http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/orders/1432 (in Russian)

Prikaz MZ RF No. 1705n «O poryadke organizatsii meditsinskoi reabilitatsii» http://www.rosminzdrav.ru/documents/6513-prikaz-minzdrava-rossii-ot-29-dekabrya-2012-g-1705n (in Russian)

Rabbitt P. Methodology of Frontal and Executive Function. Hove, UK: Psychology Press, 1997.

Shallice T., Burgess P. The domain of the supervisory process and temporal organisation of behaviour. Philosophical Transactions: Biological Sciences, 1996, Vol. 351, 1405–1412.

Varako N.A. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2014, 11(2), 78–189. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 69

Опубликован

28.12.2015

Как цитировать

Варако, Н., & Кондратович, А. (2015). Влияние обучающего видеоматериала на понимание родственниками когнитивных и поведенческих нарушений у больных с дефицитом управляющих (регуляторных) функций. Психологические исследования, 8(44). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.510

Выпуск

Раздел

Статьи