Влияние частотности слов на распределение фиксаций при чтении текстов на русском и английском языке у студентов с разным уровнем владения английским языком

Авторы

  • Валерия Демарева
  • Елена Созинова
  • Мария Королева
  • Анастасия Бахчина
  • Софья Полевая

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.514

Ключевые слова:

маркеры языковой компетенции, Eye Tracking, корпусный анализ, частотность слов

Аннотация

Отражены результаты исследования особенностей распределения фиксаций в зависимости от частотности слов при чтении английского и русского текстов у русскоязычных студентов с разным уровнем знания английского языка. В качестве методов исследования использованы: айтрекинг (EyeTracking); Placement Test; корпусный анализ. Проанализировано 102 записи трекинга глаз. В результате работы получено, что люди со средним уровнем владения английским языком делают меньшее количество фиксаций на низкочастотных словах в русском тексте; люди же с начальным уровнем делают большее количество фиксаций в английских текстах, эти фиксации являются более длительными. Достоверные отличия в количестве и длительности фиксаций наблюдаются на словах любой частотности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Авторы

Валерия Демарева

Демарева Валерия Алексеевна. Младший научный сотрудник, аспирант, кафедра психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр-т Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: kaleria.naz@gmail.com

Елена Созинова

Созинова Елена Александровна. Студент, кафедра психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр-т Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: nalet1@mail.ru

Мария Королева

Королева Мария Евгеньевна. Лаборант, аспирант, кафедра психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр-т Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: marijacoroleva@yandex.ru

Анастасия Бахчина

Бахчина Анастасия Владимировна. Кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, ассистент, кафедра психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр-т Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: nastya18-90@mail.ru

Софья Полевая

Полевая Софья Александровна. Доктор биологических наук, зав. кафедрой психофизиологии, факультет социальных наук, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, пр-т Гагарина, д. 23, 603950 Нижний Новгород, Россия; зав. отделом нейрофизиологии, центральная научно-исследовательская лаборатория, Нижегородская государственная медицинская академия, ГСП-470, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, 603950 Нижний Новгород, Россия. E-mail: s453383@mail.ru

Литература

Aleksandrov Yu.I. Zhurnal Vysshei Nervnoi Deyatel'nosti, 2005, 55(6), 842–860. (in Russian)

Demareva V.A., Polevaya S.A. Searching for psychophysiological markers of foreign language proficiency: Evidence from eye tracking. International Journal of Psychophysiology, 2012, 85(3), 392.

Demareva V.A., Polevaya S.A., Parin S.B. In: Eksperimental'nyi metod v strukture psikhologicheskogo znaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. pp. 448–451. (in Russian)

Demareva V.A., Sineokova T.N., Bakhchina A.V. Vestnik Psikhofiziologii, 2014, No. 4, 47–52. (in Russian)

Frumkina R.M. Psikholingvistika. Moscow: Akademiya, 2003. (in Russian)

Galperin I.R. Tekst kak ob'ekt lingvisticheskogo issledovaniya. Moscow: Editorial USSR, 2005. (in Russian)

Hanes D.P., Schall J.D. Neural control of voluntary movement initiation. Science, 1996, 274(5286), 427–430.

Juhasz B.J., Liversedge S.P., White S.J., Rayner K. Binocular coordination of the eyes during reading: Word frequency and case alternation affect fixation duration but not fixation disparity. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2006, 59(9), 1614–1625.

Leontiev A.A. In: Smyslovoe vospriyatie rechevogo soobshcheniya (v usloviyakh massovoi kommunikatsii). Moscow: Nauka, 1976. pp. 46–47. (in Russian)

Leontiev A.A. Osnovy psikholingvistiki. Moscow: Smysl, 1999. (in Russian)

Mamontova V.V. Yazyk. Tekst. Diskurs: nauch. al'manakh Stavropol'skogo otdeleniya RALK, 2007, No. 5, 275–283. (in Russian)

Massaro D.W., Friedman D. Models of integration given multiple sources of information. Psychological Review, 1990, 97(2), 225–252.

Novikov A.I. Smysl teksta kak rezul'tat ego ponimaniya. Moscow: Nauka, 1997. (in Russian)

Phongphanphanee P., Marino R.A., Kaneda K., Yanagawa Y., Munoz D.P., Isa T. Distinct local circuit properties of the superficial and intermediate layers of the rodent superior colliculus. European Journal of Neuroscience, 2014, 40(2), 2329–2343.

Pierrot-Deseilligny C., Müri R.M., Ploner C.J., Gaymard B., Demeret S., Rivaud-Pechoux S. Decisional role of the dorsolateral prefrontal cortex in ocular motor behaviour. Brain, 2003, 126 (Pt. 6), 1460–1473.

Rayner K., Duffy S.A. Online comprehension processes and eye movements in reading. In: Reading research: Advances in theory and practice. New York: Academic Press, 1988. P. 13.

Rayner K., Sereno S.C. Regression-contingent analysis: A reply to Altman. Memory and Cognition, 1994, 22(5), 291–292.

Rykov V.V. Korpus tekstov kak novyi tip slovesnogo edinstva. Trudy Mezhdunarodnogo seminara Dialog-2003. Moscow: Nauka, 2003. (in Russian)

Sakharnyi L.V. Derivatsiya i semantika: slovo – predlozhenie – tekst. Perm: Luch, 1986. (in Russian)

Schall J.D. Neural basis of deciding, choosing and acting. Nature Reviews Neuroscience, 2009, No. 2, 33–42.

Schmidt R., Leventhal D.K., Mallet N., Chen F., Berke J.D. Canceling actions involves a race between basal ganglia pathways. Nature Neuroscience, 2013, No. 16, 1118–1124.

Segalowitz N. On the evolving connections between psychology and linguistics. Annual Review of Applied Linguistics, 2001, 12(21), 3–22.

Segraves M.A. Activity of monkey frontal eye field neurons projecting to oculomotor regions of the pons. Journal of Neurophysiology, 1992, 68(6), 1967–1985.

Shirinkina L.V. PhD dissertation (Psychology). Perm. gos. universitet, Perm, 2004. (in Russian)

Trappenberg T.P., Dorris M.C., Munoz D.P., Klein R.M. A model of saccade initiation based on the competitive integration of exogenous and endogenous signals in the superior colliculus. Journal of Cognitive Neuroscience, 2001, 13(2), 256–271.

Velichkovskii B.M. Kognitivnaya nauka. Osnovy psikhologii poznaniya. Moscow: Akademiya, 2006. Vol. 2. (in Russian)

Vitu F., McConkie G.W., Zola D. About regressive saccades in reading and their relation to word identification. In: Eye guidance in reading and scene perception. Oxford, England: Elsevier, 1998. pp. 13–56.

Zakharov V.P. Korpusnaya lingvistika: Uchebn.-metod. posobie. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. universitet, 2005. (in Russian)

Zimnyaya I.A. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti. Moscow: NPO MODEK, 2001. (in Russian)

Число просмотров

Просмотров: 51

Опубликован

26.10.2015

Как цитировать

Демарева, В., Созинова, Е., Королева, М., Бахчина, А., & Полевая, С. (2015). Влияние частотности слов на распределение фиксаций при чтении текстов на русском и английском языке у студентов с разным уровнем владения английским языком. Психологические исследования, 8(43). https://doi.org/10.54359/ps.v8i43.514

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)