К проблеме развития системы ценностей субъекта: конструктивистская перспектива

Авторы

  • Марат Хачатрян

DOI:

https://doi.org/10.54359/ps.v8i41.544

Ключевые слова:

ценности, социальный конструкционизм, понятия, концепты, конструкты, значения, система субъективного опыта, декларации, ценностная конгруэнтность

Аннотация

Проводится теоретический анализ проблемы ценностей с позиций социального конструкционизма. Выделены стадии развития ценности как конструкта, предложен термин для обозначения речевой экспликации ценностей: «ценностные декларации». Результатом теоретического анализа также является выделение осознания связи собственных ценностей и поведения как фактора развития ценностной системы. Эмпирическая часть статьи представляет собой проверку этой гипотезы в экспериментальном исследовании.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марат Хачатрян

Хачатрян Марат Артурович. Аспирант, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия. E-mail: xamarat@gmail.com

Библиографические ссылки

Allport G. Lichnost' v psikhologii. St. Petersburg: Yuventa, 1998. (in Russian)

Andreeva G.M. Psikhologicheskie issledovaniya, 2012, 5(26), 1. (in Russian) http://psystudy.ru

Belinskaya E.P., Tikhomandritskaya O.A. (Sost.). Sotsial'naya psikhologiya. Khrestomatiya. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2003. (in Russian)

Burr V. Postneklassicheskaya psikhologiya. Sotsial'nyi konstruktsionizm i narrativnyi podkhod, 2004, No. 1, 29–44. (in Russian)

Dolganov D.N. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke, 2006, No. 1, 33–41. (in Russian)

El'konin D.B. Detskaya psikhologiya. Moscow: Akademiya, 2008. (in Russian)

Epting F.R. Personal construct theory psychotherapy. New York: Wiley, 1980.

Gergen K., Gergen M. The new aging: Self construction and social values. In: H. Schaie, J. Hendricks (Eds.), The evolution of the aging self : The social impact on the aging process. New York: Springer, 2000. pp. 281–306.

Karandashev V.N. Voprosy psikhologii, 2009, No. 1, 81–96. (in Russian)

Kelly G. A theory of personality. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1963.

Kelly G. The Psychology Of Personal Constructs. Washington: Norton amp Company, 1955.

Khachatryan M.A. K probleme razvitiya sistemy tsennostei sub'ekta: materialy issledovaniya. http://value-one.livejournal.com/1128.html (in Russian)

Khachatryan M.A. Materialy mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Lomonosov-2011» [CD], Moscow: Mos. gos. universitet, 2011. (in Russian)

Khachatryan M.A. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo, 2014, No. 1, 84–97. (in Russian)

Kohlberg L. Essays on moral development. The psychology of moral development. San Francisco, CA: Harper and Row, 1984.

Kolb D.A., Fry R. Toward an applied theory of experiential learning. In: C. Cooper (Ed.), Theories of Group Process. London: John Wiley, 1975.

McClelland D. Motivatsiya cheloveka. St. Peterburg: Piter, 2007. (in Russian)

Petrovskaya L.A. Obshchenie – kompetentnost' – trening: izbrannye trudy. Moscow: Smysl, 2007. (in Russian)

Piaget J. Moral'noe suzhdenie u rebenka. Moscow: Akademicheskii proekt, 2006. (in Russian)

Rean A.A. (Red.). Psikhologiya podrostka. St. Peterburg: Eksmo, 2006. (in Russian)

Remschmidt H. Podrostkovyi i yunosheskii vozrast: problemy stanovleniya lichnosti. Moscow: Mir, 1994. (in Russian)

Safiullina L.Z., Zotkin N.V. Proyavlenie tsennostnykh orientatsii lichnosti na osoznavaemom i neosoznavaemom urovnyakh. Samara: Univers-grupp, 2007. P. 155–162. (in Russian)

Schwartz H.S., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58(5), 878–891.

Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations. The Questionnaire Development Package of the European Social Survey, Chapter 7, 2003.http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf

Schwartz S.H. Value priorities and C. Seligman, J.M. Olson, M.P. Zanna (Eds.), The Psychology of Values: The Ontario Symposium, Vol. 8. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. pp. 1–24.

Schwartz S.H. Value priorities and behavior: Applying of theory of integrated value systems. In: C. Seligman, J.M. Olson, M.P. Zanna (Eds.), The Psychology of Values: The Ontario Symposium, Vol. 8. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1996. pp. 1–24.

Seryi A.V. Sibirskaya psikhologiya segodnya. Sbornik nauchnykh trudov, 2003, No. 2, 4–13. (in Russian)

Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya. Moscow: Aspekt Press, 2004. (in Russian)

Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. Moscow: Mos. gos. universitet, 1983. (in Russian)

Vasilyuk F.E. Psikhologiya perezhivaniya. Analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii. Moscow: Mos. gos. universitet, 1984. (in Russian)

Vygotsky L.S. Psikhologiya. Moscow: EKSMO-Press, 2000.(in Russian)

Yadov V.A. Sotsiologicheskii zhurnal, 1994, No. 1, 35–52. (in Russian)

Yanitskii M.S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. (in Russian)

Опубликован

29.06.2015

Как цитировать

Хачатрян, М. (2015). К проблеме развития системы ценностей субъекта: конструктивистская перспектива. Психологические исследования, 8(41). https://doi.org/10.54359/ps.v8i41.544

Выпуск

Раздел

Статьи